Ещиганова Валентина Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка»
города Тетюши»
Республика Татарстан
Цель: знакомить детей с историей развития транспортных средств.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать аккуратность, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Образовательные: закрепить знания детей о видах транспортных средств и их ролью в разные периоды истории, учить сравнивать старинный транспорт с настоящим.
Развивающие: развивать познавательно-мыслительную и речевую активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование: Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, рамка «Time-портал», презентация, музыкальное сопровождение, телефон; 3 контейнера (с гречкой, песком, горохом), игрушечные модели транспортных средств: машинки, самолеты, корабли; песочные часы, автомобиль со сломанным колесом, выставка современных автомобилей; силуэты транспортных средств для аппликации – 6 шт., цветные салфетки, баночки с клеем, кисточки для клея, салфетки сухие, салфетки влажные – 2 шт.; 4 ленточных стола, 5 квадратных столов, 12 стульев.
Словарная работа: карета, оглобли, QR-код, гужевой вид транспортных средств.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Дети входят в группу, встают в круг
Воспитатель:
– Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь всем немножко. (Внимание на гостей)
Поздоровайтесь с гостями (Здравствуйте!)
Воспитатель: – Ребята, меня зовут Валентина Ивановна. Обратите внимание, что у вас стоит на столах?
Дети: – стоят контейнеры (коробки).
Воспитатель: – В них что-то спрятано, предлагаю подойти поближе и найти спрятанные предметы.
В контейнерах, наполненных гречкой, песком и горохом дети ищут спрятанные предметы (игрушечные модели: автомобили, самолеты, корабли).
Воспитатель: – Что вы нашли? Спросить у каждой группы.
Дети: – по очереди автомобиль, самолет, корабль…
Воспитатель: – Как это можно назвать одним словом?
Дети: – Транспортные средства.
Воспитатель: – К какому виду относятся ваши транспортные средства? Спросить у каждой группы.
Дети: – по очереди наземный, воздушный, водный.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, когда появились первые транспортные средства? (Ответы)
Я предлагаю отправиться вам во временное путешествие, где мы узнаем об истории развития транспортных средств.
ІІ. Основная часть.
Воспитатель: – На чем же можно попасть в прошлое?
Дети: – на машине времени…
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие через «Time-портал».
Звучит звук перемещения. Проходим через «Time-портал».
Подвожу к экрану, на котором изображен паровоз, и другие старинные автомобили. (Слайд 1)
1). Беседа о прошлом транспортных средств.
Воспитатель: – Ребята, в какое время мы попали?
Дети: – Мы попали в прошлое.
Воспитатель: – Почему вы так думаете?
Дети: – Потому что паровоза и таких автомобилей сейчас нет, они были раньше.
Воспитатель: – Ребята, но паровоз был не первым транспортным средством. Как вы думаете, что было до паровоза?
Дети: ответы (лошадь…)
Воспитатель: – Первым транспортным средством человека была лошадь.
Вы знаете, как называется такой вид транспортного средства?
Дети: – наземный
Воспитатель: – Такой вид транспортного средства называется еще гужевым, давайте повторим слово.
Но человеку захотелось передвигаться еще быстрее, и тогда он придумал первое колесо. А как применил человек первое колесо, попробуйте рассказать по этим картинкам.
2). Составление рассказа по картинке.
(Слайд 2). На экране последовательные картинки: 4 колеса, оглобли, доски; колёса соединены деревянными досками; добавлена крыша; добавлены запряженные лошади.
Дети вместе составляют рассказ.
Дети: – Очень давно люди передвигались на лошадях. Потом они придумали первое колесо. Люди сделали 4 колеса, соединили колеса между собой деревянными досками, получилась телега. К ней добавили крышу. Так получилась повозка.
(Воспитатель помогает детям составить рассказ)
(Слайд 3. – лошадь, запряженная карета, паровоз, первый автомобиль)
Воспитатель: – Молодцы! Позже человек изобрел первый паровой автомобиль, потом появились автомобили из металла, которые работали на двигателе внутреннего сгорания.
3. Характеристика современного автомобиля.
Воспитатель: – Нам пора продолжать путешествие. Давайте пройдем через «Time- портал».
Звук перемещения. Проходим через портал. Подходим к столам с моделями современных автомобилей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каком времени мы сейчас оказались?
Дети: – В настоящем времени.
Воспитатель: – Как вы это поняли?
Дети: – Здесь современные автомобили.
Воспитатель: – Верно, а какие они, современные автомобили?
Дети: – быстрые, удобные, красивые…
В помощь детям задаю вопросы. Сравнивая современные автомобили с автомобилями прошлого.
Воспитатель: – из чего они сделаны?
Дети: – автомобили сделаны из металла, пластика. Окна стеклянные.
Воспитатель: – на чем они работают?
Дети: – работают они на двигателе.
Воспитатель: – Чем заправляют эти автомобили?
Дети: заправляют бензином или другим топливом.
Воспитатель: из каких частей состоят?
Дети: из колес, кабины с окнами.
Воспитатель: – Верно. Посмотрите, у этого автомобиля повреждено колесо. Предлагаю его починить.
4). Физкультминутка.
Встаньте ровно. Представьте, что у вас в руках насос. Нам нужно накачать колесо автомобиля. Какой звук издает насос? – ш-ш. Опускаемся вниз, нажимая на насос, и произносим звук «Ш-ш-ш», выпрямляем спинку, так же произнося звук «Ш-ш-ш».
Воспитатель: Молодцы!
5). Аппликация «Ремонт транспортных средств». (Нетрадиционная техника).
На столе лежат силуэты автомобилей, где не хватает какой – то части (у каждого разные)
Воспитатель: – Посмотрите, есть еще автомобили, которым нужен ремонт. Что же можно сделать?
Дети: – отремонтировать их.
Воспитатель: – Ремонтировать части автомобилей мы будем в нетрадиционной технике аппликации – салфетками. Работать вы будете в парах, выберите себе пару, и занимайте рабочие места.
Дети присаживаются.
Воспитатель: – Каждая пара может выбрать себе силуэт транспортного средства. Посмотрите, как нужно работать с салфетками. Выбираем салфетку нужного цвета, отрываем от нее кусочек, сминаем пальцами и скатываем шарик. Так скатываем несколько шариков и начинаем клеить: смазываем аккуратно клеем недостающую часть своего транспортного средства и прикладывает шарики из салфеток.
Воспитатель: – На это вам дается 5 минут, пока весь песок не пересыпется.
Дети начинают работу. Слежу за выполнением, осанкой, аккуратностью выполнения работ.
Воспитатель: – Молодцы, ребята. Назовите, какую часть вашего транспортного средства вы ремонтируете?
Дети: – ответы детей: мы ремонтируем колесо грузовика…
Воспитатель: – к какому виду транспортного средства оно относится?
Дети: – ответы детей: наземному, воздушному, водному.
После работы дети вытирают руки влажными салфетками.
6). Рассматривание экотранспорта.
Воспитатель: – Ребята, мы знаем, что современные транспортные средства работают на топливе. Но знаете ли вы, какой вред окружающей среде они наносят?
Дети: выхлопными газами загрязняют воздух, гибнут растения и животные.
Воспитатель: – Хорошо. Но к счастью, наука движется вперед. Уже сегодня ученые работают над изобретением автомобилей будущего, их еще называют экотранспортом. Хотите узнать больше о транспортных средствах будущего? Тогда предлагаю пройти через «Time-портал» и переместиться в будущее.
Проходим через портал, звук перемещения. Подходим к экрану.
Воспитатель: Ребята, мы попали в будущее, но видите ли вы здесь транспортные средства?
Дети: нет.
Воспитатель: Этот знак называется QR-код. Кто знает как расшифровать QR-код?
Дети:.
Воспитатель: Нужно навести камеру телефона на QR-код, код считается.
Воспитатель показывает на телефоне процесс. Изображение выводится на мультимедийный экран.
Воспитатель: Что было зашифровано под QR-кодом?
Дети: автомобили, транспортные средства…
Воспитатель: Перед вами изображения экотранспорта. Давайте их рассмотрим.
Рассматриваем на экране.
Воспитатель: Какие-то из них вам знакомы? (отвечают)
Воспитатель: – Как вы думаете, почему их называют экотранспортом.
Дети: – они не загрязняют природу
Воспитатель: Верно, эти транспортные средства работают на солнечных батареях, электроэнергии и даже на воздухе…
В стране Германия уже запустили новый вид эко-автобусов: они работают на водороде, который во время движения превращается в электричество, а вместо вредных выхлопов они выделяют чистый водяной пар. (Показ)
Воспитатель: – Ребята, нам пора возвращаться в свое время. Пройдемте через «Time-портал».
Проходим через портал, звук перемещения
ІІІ. Заключительная часть.
Итог.
Воспитатель: – Вот и закончилось наше путешествие.
– Где мы с вами побывали?
Дети: – в прошлом, настоящем и будущем.
Воспитатель: – Что нового вы узнали сегодня?
Дети: –
Воспитатель: – Что вам больше всего понравилось?
Дети: –
Воспитатель: – Что вам показалось трудным?
Дети: –
Воспитатель: – Молодцы! А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам на память эти значки со световозвращающими элементами и QR-коды, которые вы дома расшифруете с родителями и можете подробнее узнать об этих транспортных средствах.