Багирова Эльвира Гарифулловна
МАДОУ «Детский сад №376 комбинированного вида» Московского района
г. Казани, Республика Татарстан
Предыстория
Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней.
Её своеобразие тесно связано с социально-экономическими, природными условиями жизни народа, особенностями его этнической истории.
Татарская национальная кухня развивалась на основе своих этнических традиций и под воздействием на кухонь соседних народов — русских, мари, удмуртов и др., а также народов Средней Азии. В татарскую кулинарию довольно рано проникли такие блюда, как плов, халва, шербет.
Тема проекта: «Татарские национальные блюда»
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 1 месяц
Участники проекта: воспитатели, родители, дети
Возраст детей: 6-7 лет
Актуальность:
Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в нашей работе. Знакомя детей с народностями нашей страны, в том числе с культурой и традициями татарского народа,мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес к ним, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.
Татарский народ обладает огромным культурным наследием, с которым прошёл большой исторический путь своего развития. Кулинарное искусство татарского народа сложилось благодаря многовековым культурным, национальным и религиозным традициям. Традиции национальной кухни сохранялись у татарского народа от поколения к поколению. Обычно хорошими кулинарами считались женщины старшего поколения — наши бабушки, которые передавали свои знания дочерям и внучкам.
Проблема: У нас дома на столе часто стали появляться блюда-полуфабрикаты. Это может привести к тому, что мы можем навсегда забыть рецепты национальных блюд, которые передаются из поколения в поколение. Я татарка и мне не безразлична история и культура моего народа. Поэтому я решила освежить в памяти родителей рецепты татарских блюд, а детей познакомить с татарскими национальными блюдами в детском саду.
Цель: Составление наиболее объективной и всесторонней картины о татарской кулинарии у воспитанников и у родителей (законных представителей).
Задачи педагога:
- Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по познавательному развитию.
- Выявить особенности и уникальность татарских национальных блюд
Задачи воспитанников:
- Расширять знания воспитанников о татарских национальных блюдах
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Заинтересовать детей использовать игры сенсорного уголка в повседневной жизни
- Обогащать и развивать словарный запас детей.
- Расширение представлений воспитанников о рациональном питании.
- Развитие игровой деятельности.
Задачи родителей:
- Повысить компетентность родителей в значимости кулинарного искусства
татарского народа;
- Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников к реализации проекта.
Раздел плана |
Содержание работы |
Сроки |
1. Организационно-подготовительный |
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы: – ознакомление с литературой; 2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: – составление картотеки литературных источников; – выписки из литературных источников. . Определение цели и задач работы над темой 3. Подбор методической, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме 4. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5. Прогнозирование результатов. |
|
2. Реализационный |
1.Создание макета татарских национальных блюд; 2. Работа с воспитанниками: 1.ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка): «Кыстыбый»; 2. Организация работы по знакомству воспитанников с татарскими национальными блюдами; 3.Организация дидактических игр: «Назови блюдо», «Собери разрезную картинку и назови блюдо», «Съедобное – несъедобное», «Какого блюда не стало?»; 4. Организация сюжетно-ролевых игр: «Накроем стол», «Дочки-матери», «Семья»,«В гостях у куклы Алсу», «Кафе», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Повар»; 5. Чтение татарской народной сказки «Камыр Батыр». 6.Слушание песен на татарском языке. 7. Игра с мячом «Съедобное – не съедобное»; 8. 6. Интерактивный комплекс «Учим татарский с Ак Бүре» просмотр мультфильма Модуль 3 Серия 8 «Сладости на столе», Серия 4 «Накроем на стол» 3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. 4.Работа с родителями: 1. Анкетирование «Бывают ли Татарские блюда на вашем столе?» 1. Консультация и папка-передвижка для родителей «Татарские национальные блюда» |
|
3. Итогово-аналитический |
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. Литературное оформление и обобщение работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами Творческий отчет |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
У детей:
- Данный проект поможет расширить знания детей о татарской национальной кухне, о рациональном питании.
- Повысится интерес воспитанников к традициям и культуре своего народа
У педагогов:
- Повысится профессиональный уровень, педагогическое мастерство и профессиональная компетентность по теме данного проекта
У родителей:
- Тесная взаимосвязь родителей в осуществлении данного проекта
Социальный эффект:
Дети:
- У детей будут сформированы знания о блюдах татарской национальной кухни.
Педагоги:
- Приобретение педагогами нового опыта в данной области, повышение профессионального мастерства.
- Пополнится развивающая среда в группах.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители:
- Возможность участвовать в совместных проектах детского сада.
- Повышение педагогической культуры родителей. Установление доверительных и партнерских отношений.
Ожидаемый продукт:
Разработаем:
- Оформим стенгазету: «У нас на столе – татарское блюдо»
Изготовлю:
- Изготовим макеты татарских национальных блюд