Лунева Айгуль Ильгамовна
Мухутдинова Нина Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №8 «Умка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель: Обобщить представления детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания о значении воздуха и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающие: развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты; расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется.
Воспитательные: воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Предварительная работа: беседа с детьми о воздухе, чтение рассказов, заучивание стихотворений, наблюдения на прогулке.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» – рассматривание иллюстраций, беседа;
ОО «Художественно- эстетическому развитию» – рассматривание иллюстраций, беседа.
Методы и приемы: художественное слово, беседа, игры-исследования, опыты.
Демонстрационный материал: иллюстрация картины И.Айвазовского «Радуга», иллюстрация картины А. Рылова «В голубом просторе».
Оборудование: магнитная доска, карточки с обозначениями воздуха, полиэтиленовые пакеты, стаканы, таз, коктейльные трубочки, лодочки из картона.
Словарная работа: лаборатория, опыты, эксперименты.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, что бы наше занятие было успешным, нам всем нужно иметь хорошее настроение. На улице улыбается солнышко. Давайте мы тоже улыбнемся и ему, и друг другу.
Ребята, вы любите загадки?
Тогда отгадайте вот эту:
Для дыхания он нужен
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: И в домах, и на улице есть воздух. Мы его видим?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он – невидимка. А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: Воздух – это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Что бы определить, кто нуждается в воздухе, предлагаю игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – топаете. (Кошка, стул, человек, грач, кровать, корова, кит, телефон, василек, компьютер, божья коровка, книга)
Воспитатель: Кому нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам – т. е. объектам живой природы.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых – исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где проводят эксперименты.
Воспитатель: Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и
эксперименты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать. Готовы! Я буду руководителем
научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух. Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
ОПЫТ № 1 (с полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Давайте подойдем к столу, на котором находятся пакеты. Возьмите пакет, что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. Он пустой. А теперь давайте наберем в него воздух и посмотрим, что с ним случилось. Что стало с пакетом?
Дети: Он надулся, стал похож на подушку.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что там внутри воздух
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте выпустим его. Каким стал пакет?
Дети: Тоненьким.
Воспитатель: Умницы! А если мы не видим воздух, значит он какой?
Дети: Воздух бесцветный, невидимый, прозрачный.
(Воспитатель ставит на доску карточки с обозначением свойства воздуха)
ОПЫТ № 2 (лодочка)
Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем, обладает ли воздух силой. Мы подойдем к тазу с водой и поставим лодочки в воду. Давайте детям подуем на лодочку. Почему она плывет?
Дети: Лодка плывет, если на нее дуешь.
Воспитатель: Что ее толкает?
Дети: воздух.
Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха, и лодочка приходит в движение. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка. Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы. Где мы можем услышать воздух?
Дети: Мы можем услышать ветер.
Воспитатель: Про ветер есть много стихотворений, и я хочу вас познакомить с одним из них.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М. Исаковский
Воспитатель: Что делает ветер в этом стихотворении?
Дети: стучит в окошко, бежит по крыше, играет с ветками, летит.
Воспитатель: Молодцы. Что общее на этих картинах? (выставляет на доску картину И.Айвазовского «Радуга», картину А. Рылова «В голубом просторе»)
Дети: Художники изобразили море и корабли.
Воспитатель: Какой ветер изобразил художник А.Рылов?
Дети: Легкий, приятный, ласковый.
Воспитатель: На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? Дети: На картине И.Айвазовского «Радуга».
Воспитатель: Какие волны поднимает такой ветер?
Дети: Огромные.
Воспитатель: Исходя из этого можно сделать вывод, что слабый ветер. На деревьях качаются только листья. Умеренный ветер, покачивает и ветви деревьев. Сильный ветер, гнёт деревья и даже срывает с них ветви. Пришло время нам с вами немного отдохнуть.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
ОПЫТ № 3 (воздух в стакане)
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, занимает ли место воздух. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку. Обратить внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан?
Дети: вода не попадает в стакан.
Воспитатель: Почему нет?
Дети: в стакане остался воздух.
Воспитатель: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
(Воспитатель ставит на доску карточки с обозначением свойства воздуха)
ОПЫТ № 4 (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что тут стоит и может эти предметы помогут нам увидеть воздух. Чтобы воздух увидеть подуйте в трубочку, опущенную в стакан. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки?
Воспитатель: А что же это за пузырьки?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Это значит, что в воде есть воздух. Отличная работа.
ОПЫТ № 5 (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: нет
Воспитатель: А теперь закройте глаза (подносит к детям разрезанный лук) Чем пахнет?
Дети: луком.
Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет?
Дети: (дети в замешательстве)
Воспитатель: А чем пахнет в пекарне?
Дети: Хлебом.
Воспитатель: А в аптеке?
Дети: Лекарствами.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет вкуса и запаха, но воздух имеет свойство переносить запахи.
(Воспитатель ставит на доску карточки с обозначением свойства воздуха)
Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух. Воздух окружает нас со всех сторон. Воздухом дышат люди и животные. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Ветер – движение воздуха. Воздух можно услышать. Воздух не имеет запаха.
Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу.