Малюта Тамара Владимировна
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «Детская музыкальная школа №3»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Классный час «П.И.Чайковский приглашает…»
Сборник пьес для детей «Детский альбом»
«Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки,ценнейшим русским вкладом в неё,одним из проявлений неистощимой художественной одарённостивеликого народа и его человечнейшей культуры».
Б.А.Асафьев
Введение
На сегодняшний день система образования в музыкальных школах не всегда достигает своей главной цели – воспитания эрудированного музыканта – любителя, музыканта – слушателя. Зачастую мы зацикливаемся на сугубо профессиональных исполнительских задачах, обязанные вовремя сдавать программы, готовиться к академическим зачетам и экзаменам
В результате за пределами нашего внимания остаётся духовное развитие учащихся, что должно быть первоочередной задачей.
Помочь в достижении этой цели могут классные вечера. Это работа очень актуальна. Тематика вечеров – огромное поле для творческой деятельности педагогов. Такие встречи помогают расширить кругозор детей, привить хороший вкус, научить слушать музыку.
С творчеством П.И.Чайковского учащиеся знакомятся в четвертом классе на уроках музыкальной литературы, в шестом – седьмом классах изучают его оперное и симфоническое искусство, а отдельные пьесы из цикла «Детский альбом» играют уже в первом – втором классах.
Цель: воспитание эрудированного музыканта, чуткого слушателя на примерах пьес из цикла П.И.Чайковского «Детский альбом».
Задачи:
– расширение музыкального кругозора учащихся;
– формирование эстетической культуры, интереса к музыке и творчеству русского композитора П.И.Чайковского;
– воспитание у учащихся чуткости, любви к музыке,восприимчивости к музыкальным произведениям цикла «Детский альбом»;
– развитие воображения и образного мышления,эмоциональной отзывчивости учащихся.
Петр Ильич Чайковский – один из замечательных, любимых русских композиторов. Его произведения поют, играют, слушают миллионы людей всего мира. Музыка П.И. Чайковского – это яркие, сильные чувства, глубокая духовная жизнь.
Родина композитора – прекрасный, суровый край северо – западного Приуралья. Там, в небольшом городке Воткинске, в семье горного инженера, начальника Воткинского металлургического завода 7 мая 1840 году родился сын Петр.Городок скорее походил на поселок, глухая провинция – ни театров,ни концертов, ни учебных заведений. Но именно здесь можно было услышать народные песни, напевную крестьянскую русскую речь.
Воспитанием, начальным образованием занималисьродители. Семья была большая и дружная. Маленький Петя был любимцем. Ласковый, очень добрый к окружающим. Большое влияние на мальчика имелавоспитательница старших детей, француженка Фанни Дюрбах, она обладала большим педагогическим талантом, чуткостью, а главное – была прекрасным психологом. Именно Фанни Дюрбах заметила в мальчике черты душевности, одаренности. Петя – правдивый, чуткий, отзывчивый с ранних лет, завоевал любовь всех окружающих. В шесть лет он свободно разговаривал на немецком и французском языках, но обидеть его мог любой пустяк, так велика была чувствительностьребенка. Уже будучи взрослым человеком, Петр Ильич так и не смог прощать людям черствость, душевную грубость.
Во многих семьях было принято обучать детей музыке – это являлось частью светского воспитания. В доме Чайковских она звучала постоянно. Играла мама, собиралась любители- музыканты, проходили домашние концерты. Уже вчетыре года Петя сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге». В восемь лет он хорошо играл и импровизировал на рояле. Занятия музыкой стали для мальчика внутренней потребностью, источником красоты, радости.
В десятилетнем возрасте Петю отвозят в Петербург, наступило время дать ребенкусерьезное образование,т.к. родители не думали делать из него музыканта. Он учится в училище Правоведения, где кроме всех необходимых знаний, были музыкальные классы для желающих со свободным посещением.
Очень болезненно мальчик пережил разлуку с родной мамой, домом. Никогда в жизни без содрогания и ужаса Петр Ильич не могвспоминать, когда он с плачем долго бежал за почтовой каретой, которая увозила маму на далекий Урал.
Закончилось счастливое детство.
В учебе были успехи, но самые приятные моменты – это игра на фортепиано, сочинение своих пьес, но скромность не позволяла показывать их друзьям.
Он с радостью посещает оперный театр, изучает музыкальную литературу.
По окончанию училища Чайковский поступает на службу в чине титулярного советника. Первая поездка за границу, встреча людьми искусства, а скорее недовольство работой, подтолкнуло Петра Ильича к серьезному шагу. В 20 лет он резко меняет свою судьбу, решив стать музыкантом – профессионалом. Его поддерживает отец, который верит в способности сына.
В 1862 году в Петербурге открывается первое высшее музыкальное заведение – консерватория. Его директором стал Антон Григорьевич Рубинштейн – замечательный русский пианист и дирижер, он оказал большое влияние на студента Чайковского, давал ему советы, поддерживал в начинаниях.
Материально Петру Ильичу жилось трудно, он подрабатывал частными уроками, разговор шел даже о работе сторожем на сенном рынке.
Одевался он очень скромно, от него отвернулись бывшие друзья, но молодость, и, главное большое желание стать композитором, победили невзгоды и трудности.
Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский приглашен в открывшуюся в Москве консерваторию (братом Антона Рубинштейна) Николаем Рубинштейном, в качестве профессора по классу композиции.
Николай Григорьевич Рубинштейн – пианист – виртуоз, человек большого ума, железной воли. Цель всей его жизни – сделать музыкальное искусство в России общественным достоянием, всеми силами способствовал расцвету русской музыки. Он собрал в консерватории плеяду замечательных, талантливых музыкантов – педагогов, исполнителей.
Н.Г. Рубинштейн понимал и любил музыку П.И.Чайковского и на протяжении многих лет был первым исполнителем всех его произведений.
Музыка Чайковского! Это симфония №1 «Зимние грезы», симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», по трагедии У. Шекспира, его оперы, а сколько радости доставляют балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Его, за деликатность, талант обожают студенты, но его призвание – сочинять. Публика с восторгом слушает его романсы, их более 100, восхищается прекрасными фортепианными и скрипичными пьесами.
Произведения Петра Ильича уже звучат во многих странах Европы, его приглашают посетить Германию, Францию, Италию.
На помощь приходит меценатка, любительница музыки Надежда Филаретовна фон Мекк.Она предлагает композитору денежное пособие,которое дает возможностьоставить педагогическую работу и заняться только творчеством, Композитор был благодарен за поддержку и мог теперь заниматься только любимым делом – писать музыку. Многие произведения были посвящены фон Мекк.
Часто Петр Ильич бывает за границей, из переписки с Надеждой Филаретовной он пишет: «Как бы я не наслаждался Италией, я остаюсь верен России…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
В России любимым местом отдыха для Петра Ильича было село Каменка на Украине, где жила большая, дружная семья Давыдовых. Деревенское приволье, прекрасная природа Каменки, ее чудесный лес, река манили к себе. Александра Ильинична – сестра Петра Ильича – была замужем за сыном декабриста Давыдова. Это были очень образованные, интеллигентные люди, с добрыми русскими традициями.
Здесь, среди близких ему по духу людей, Петр Ильич чествовал себя счастливо. Ему так чудесно работалось. А сколько радости доставляло домочадцам общение с любимым дядей. По утрам дома было тихо, дети знали, что Петр Ильич сочиняет, мешатьнельзя. Но в свободное время ходили в лес за грибами, ягодами, совершали прогулки на лодке по речной глади, а зимой – играли в снежки, катались на коньках по замерзшей реке, ездили на лошадях с веселыми бубенцами.
В кругу милых, чутких людей было особенно уютно и хорошо. Петр Ильич рассказывал о своих путешествиях, а рассказчик он был превосходный. С каким нетерпением дети ждали новых историй. Нередко в Каменке устраивались музыкальные вечера с танцами, пением и даже настоящими балами. Пётр Ильич принимал самое живейшее участие в общем веселье. Он аккомпанировал, принимался танцевать. Очень сдержанный, даже немного замкнутый с посторонними людьми, он в обществе близких совершенно преображался, как ребенок мог играть с детьми, весело шутить, пускался в пляс.
Петру Ильичу нравилось, что дети Давыдовых любят и понимают музыку, особенно маленький Володя, любимец композитора. Мальчик подолгу и усердно занимался на фортепиано, но часто это были скучные упражнения или слишком серьезные пьесы. В то время музыку специально для детей не писали. Исключение составил «Альбом для юношества» замечательного немецкого композитора Роберта Шумана, который написал его для своей маленькой дочери Машеньки.
И вот в 1878 году, именно в Каменке, Петр Ильич создает сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
Фоновое сопровождение постепенно затихает,ведущий продолжает:
Вся любовь композитора к детям, а он считал, что они – самая большая прелесть, которая может существовать на земле, была воплощена в замечательной музыке этого сборника. Мир ребенка с его интересами, впечатлениями, радостями и огорчениями – все очень чутко, тонко нашло воплощение в музыке. Она иллюстрирует, заставляет мечтать, изображает забавные сценки и сказки сказывает. Каждая пьеска – маленькая, неповторимая, живая детская сценка, а все пьесы вместе составляют интересный рассказ, или, вернее целую книжку. На первой странице надпись: «Просвещается Володе Давыдову».
Настало время листать эту замечательную музыкальную книжку. В ней 24 пьесы, каждая из которых имеет название. Это дает нам возможность пофантазировать, представляя ту или иную картину. К некоторым пьесам мы прочтем небольшие четверостишия, написанные поэтом Виктором Луниным. Ему так запала в душу эта прекрасная музыка, что он написал под ее впечатлением стихи.
На сцену выходят исполнители – инструментальное трио (фортепиано, скрипка, виолончель).
Ведущий:
И в горе, и в радости люди часто обращаются с мольбой к Богу, прося защиты от бед, невзгод, желая здоровья близким. Первая пьеска сборника называется «Утренняя молитва». Ее музыка светлая, спокойная, с очень красивой гармонией.
Господи Боже! Грешных спаси:
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло…
Сделай, чтоб яркое солнце взошло.
Исполняется «Утренняя молитва» в переложении для фортепиано, скрипки и виолончели.(Следующие пьесы исполняют педагоги – пианисты и учащиеся фортепианного отделения, выходя на сцену во время пояснений ведущего).
Ведущий:
А за окном Зимнее утро. Наверное, оно было хмурым, неприветливым. Колючие, снежные хлопья тревожно стучали по стеклу.
Вьюга стонет,тучи гонит
К озеру близкому, по небу низкому.
Исполняется «Зимнее утро».
Ведущий:
Но вот в комнату приходит Мама. Музыка очень певучая, красивая с ласковыми интонациями, она как будто успокаивает. Словно нежные прикосновения добрых маминых рук. Наверное, такой была мама самого композитора. Недаром всю жизнь он помнил ее чудесные глаза и ласковый голос.
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час, и в день любой
Всегда была со мной, мама!
Исполняется пьеса «Мама».
Ведущий:
А дальше начинаются детские игры. Мальчики выстраивают свои войска, готовясь к битвам.
Ать – два, левой- правой
Вдоль плетей, заборов и оград
Марширует бравый весь отряд.
Исполняется «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий:
А какой мальчик не мечтал быть храбрым офицером, смело шагать на лошади?
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по лугу зеленому
По одуванчикам,по колокольчикам,
По лопухам, по ромашкам и лютикам.
Исполняется «Игра в лошадки».
Ведущий:
Девочки, как будущие мамы, заняты заболевшей куклой. Поражает, насколько трепетно отнесся композитор к детским горестям. Вдохи и стоны, совершенно человеческие, пронизывают всю пьесу.
Кукла Маша заболела
Врач сказал, что плохо дело.
Маше больно. Маше тяжко,
Не поможешь ей, бедняжке
Исполняется «Болезнь куклы». Ведущий:
И уже совсем по – серьезному звучит траурный вальс.
Снег на земле и на сердце снег.
Кукла родная – прощай навек.
Больше дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Исполняется «Траурный марш».
Ведущий:
Но какая же мама позволит ребенку долго грустить и плакать о потере. Новая кукла – просто красавица. Как не закружиться с ней в быстром танце.
Ах мама, мама, неужели куклу скоро принесут?
Неужели кукла скоро будет тут?
Ах,кукла,кукла! Никогда мы не расстанемся с тобой!
Исполняется «Новая кукла».
Ведущий:
Уже, наверное, не раз во время именин или просто вечерами дядя Петя играл вальс, а дети с большим удовольствием танцевали. Легкий, грациозный Вальс.
В сердце светлые песни опять зазвучали,
И опять я могу танцевать без печали.
Я кружусь и пою про зеленый вяз, про себя и вас.
Эту песню мою я готова петь каждый день и час.
Исполняется «Вальс».
Ведущий:
Мазурка – кокетливый, изящный танец. Нарядные девочки в бальных платьицах и подтянутые кавалеры. Как грациозно скользят они по паркету.
Исполняется «Мазурка».
Ведущий:
Полька – задорная, ритмичная, острая. Она особенно хороша на праздничном карнавале, где ее весело танцует маленькая девочка с большим бантом в волосах, и зайка с усатым охотником в больших сапогах.
Исполняется «Полька».
Ведущий:
Переворачиваем очередную страничку нашей музыкальной книжки. Перед нами пьески, раскрывающие окружающие мир детей.
Часто дети слышали, как крестьяне, после трудового дня, пели за околицей.
С тобой во лесок, во лесок пойдем, моя доченька.
С тобой во лесок, во лесок пойдем, моя матушка.
По грибы пойдем, по грибы, по ягоды.
Исполняется «Русская песня».
Ведущий:
Слышите, это мужик на гармошке играет. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит он меха гармоники своей.
Растяну тальянкины меха,
Выйдет песня очень неплоха.
Эх, гармонь, ты гармонь, подруженька моя.
Исполняется пьеса «Мужик на гармонике играет».
Ведущий:
Высоко в небе поет жаворонок. Красива его песня с нежными трелями.
Здесь над землёй мой дом родной,
Здесь жизнь моя, здесь счастлив я.
Исполняется «Песня жаворонка».
Ведущий:
«Камаринская» – веселая, задорная музыкальная картинка.
До чего сегодня весело у нас,
Под камаринскуювсе пустилисьв пляс.
Пляшет мама, пляшет папа,пляшу я,
Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед.
Исполняется «Камаринская».
Ведущий:
Дальше рассказы о дальних странах. А рассказчик замечательный – сам Петр Ильич. Приятно детям, забравшись на диван, закутавшись в теплый плед, слушать своего любимого дядю.
Вот девушка проводила своего рыцаря Ланселота на войну и грустит.
Скажи любимый мой,зачем ты не со мной,
В душе своей ношу прекрасный образ твой.
Исполняется «Старинная французская песенка».
Ведущий:
«Немецкая песенка» – очень похожа на старинный и очень популярный в Германии и Австрии танец Лендлер.
Среди лесистых гор, у голубых озер,
Где в чаще слышен птичий нестройны хор,
Под яркой синевой, поделью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
Исполняется «Немецкая песенка».
Ведущий:
Италия. Флоренция. 10- летний мальчик поет под гитару.
В этот ласковый утренний час
Солнце нежно глядит на нас.
Мы по травам росистым идем
И все вместе поем:
«Прекрасны здесь небеса, прекрасны птиц голоса!
Льет солнце с высоты на эту землю мягкий свет.
Лучше нашей Италии нет!»
Исполняется «Итальянская песенка».
Ведущий:
Послушайте «Неаполитанскую песенку».
Это небо голубое, это море предо мною
Эти рощи и заливы, эти гибкие оливы,
Этот край
вечнозеленый полюбил я навсегда.
Мой Неаполь!
Исполняется «Неаполитанская песенка».
Ведущий:
Нет теперь звуков шарманки, не слышно голоса уличного певца, человека бездомного, бродячего по свету, лишенного своего угла, собирающего жалкие подаяния за свой труд. В Венеции, к гостинице, где жил П.И.Чайковсктй, по вечерам приходил уличный певец с маленькой дочкой, одну из его песен он и записал.
Есть за семью горами,есть за семью морями
Город, где нет несчастных.
Счастье там даром дают.
Так дай копейку, не пожалей – ка, кинь сюда прохожий.
Исполняется пьеса «Шарманщик».
Ведущий:
Заканчивается день, пора идти спать, вот и няня пришла. Если ее хорошо попросить, она обязательно расскажет интересные сказки.
Жил да был царь Иван в тридесятом государстве.
Захотел в жены взять он прекрасную Елену.
Только вдруг злой Кощей налетает словно вихрь
И вотнесет девицу за моря…
Исполняется «Нянина сказка».
Ведущий:
Стремительно мчится Баба – Яга за кем -то в погоню. Кипит злоба у старой колдуньи. Летит над лесами и долами в своей ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, в волосах ветер свистит.
Исполняется пьеса «Баба – Яга».
Ведущий:
Уже начинают смыкаться веки, но так не хочется ложиться в постель. Лучше помечтать, о чем – то хорошем и светлом. Мечтой уносишься далеко – далеко. Разве можно сказать, о чем они, эти мечты. У каждого они свои, особенные. Так хочется побывать в далеких странах, о которых рассказал любимый дядя Петя.
Исполняется пьеса «Сладка греза».
Ведущий:
Смеркается. Дети спят. В открытые окна доносятся из церкви отголоски вечерней службы.
Господи мой, Боже!
Душу возношу к тебе.
Святый,научи меня,
Дай мне понять, что есть Любовь.
Исполняется «Хорал».
Ведущий:
Вот мы и закрыли последнюю страницу нашей музыкальной книжки, которую подарил нам великий русский композитор. Сколько маленьких рук переиграло пьесы этого чудесного сборника, сколько внимательных глаз вглядывалось в нотные строчки любимых пьес. «Детский альбом», с первых дней своего выхода, а он был создан более 130 лет назад, сделался постоянным спутником всех ребят, обучающихся музыке.
С радостью думается о юных музыкантах, которые исполняют, и будут еще исполнять эту замечательную музыку, наполненную любовью композитора к детям.
В качестве фонового сопровождения звучит первая часть Первого фортепианного концерта П.И.Чайковского.
Ведущий продолжает:
Имя великого композиторам носит Московская государственная консерватория и Большой зал при ней, где с 1958 года проходит международный конкурс музыкантов имени Петра Ильича Чайковского. Это форум цвета мировой музыки. И какое огромное счастье для победителей, исполнять в заключительном концерте самое любимое, популярное произведение Петра Ильича, его Первый концерт.
Победоносная,весенняя музыка, с громадным зарядом энергии, онаокрыляет, вдохновляетслушателей. Это любовь к родным просторам, русскому человеку. Петр Ильич Чайковский принадлежит не только прошлому, но и настоящему и будущему. Мы и любим его больше, и понимает его глубже, чем современники великого композитора.
А наши потомки услышат в музыке П.И.Чайковскогоещё больше, поймут и оценят его глубже, чем мы.Потому что каждое поколение всегда открывает в великих произведениях искусства что – то свое, новое, близкое и нужное.
Закончим рассказ о любимом композиторе словами великого нашего соотечественника Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке. И в этом его бессмертие».
Заключение.
Классные часы подобно этому,как правило достигают поставленной цели. Дети эмоционально реагируют на музыку.Знакомые миниатюры вызывают у ребят большой эмоциональный отклик, более глубокому восприятию музыки помогают образные пояснения, стихи.Все оставляет глубокий след в душах детей.И говорить, и играть для детей мы должны всегда вдохновенно, качественно, чтобы передать и свое отношение к исполняемымпьесам.