Насибуллина Наиля Наилевна
Адиятуллина Диляра Фаридовна
воспитатели группы компенсирующей направленности
МАДОУ «Детский сад № 407 комбинированного вида «Цветик- семицветик»
г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация: В настоящей статье отражена проблема поиска наиболее
эффективных форм и методов работы с детьми с РАС. Автор приводит наиболее
эффективные методики, основываясь на личном опыте.
Ключевые слова: РАС, игротерапия, холдинг – терапия, тьюторство.
Сегодня расстройство аутистического спектра является довольно часто
встречающимся диагнозом, который ставят детям на ранних этапах развития.
Для таких дошкольников являются специфичными следующие черты:
1. недостаточное стремление к общению, а иногда и его полное
отсутствие;
2. наличие кратковременного (иногда полное отсутствие) зрительного
контакта;
3. неумение привлечь внимание собеседника, в том числе, называть его
по имени;
4. отсутствие умения вступать в коммуникацию с окружающими,
поддерживать диалог;
5. отсутствие умения в понятной форме выражать собственные
желания, мысли вербальными средствами общения.
Работа с такими детьми требует особого подхода и учета их
индивидуальных особенностей. Рассмотрим наиболее эффективные способы
работы с детьми с РАС.
Чаще всего используется игротерапия: разного рода манипуляции со
светом, звуком, цветом. Можно использовать танцы с речевками, сенсорные
игры, способные вызвать у детей положительные эмоции.
Говоря о значении сенсорных игр в развитии ребенка с РАС, нельзя не
упомянуть того, что благодаря им особенный малыш способен пережить
приятные эмоции, получить необходимую сенсорную информацию, установить
контакт со взрослым или сверстниками. Примерами таких игр могут быть: игры
с водой, игры с красками, игры с мыльными пузырями, игры с песком и др.
Одной из современных методик работы с детьми с РДА является
технология «Цветовой режим сопровождения». Ее применение дает
возможность сформировать адекватный адаптивный ответ на воздействие
окружающей среды, развить моторные навыки, включить ребенка в игровую
деятельность, а также стабилизировать его поведение, обучение и
коммуникацию. Однако стоит отметить, что данная технология предполагает
строго индивидуальное тьюторство. Суть технологии заключается в создании
графического решения, где в цвете по четырем критериям определяется степень поддержки и сопровождения ребенка с РАС по каждому из показателей совокупно.
Цветовые коды сопровождения могут быть следующими:
-зеленый (я в балансе);
– желтый (хочу внимания);
-оранжевый (нужна помощь);
-красный (будь рядом).
Отметим, что довольно часто работе с детьми с РАС педагоги и
специалисты используют возможности музыкотерапии. И это не является
случайным, ведь, имея отклонения такого рода, дети оказываются довольно
восприимчивыми к звукам и мелодиям. Хочется указать на то, что
предпочтительнее использовать живую музыку, поскольку специалисты
выявили ее наиболее действенное воздействие на психологическое состояние
человека.
Еще один метод, применяемый нами в личной практике – холдинг –
терапия. Иначе ее называют терапией объятий, а проведение ее предполагает
тесное сотрудничество с родителями ребенка.
Преимуществом холдинг-терапии является возможность стабилизации
некоторых рефлекторных реакций со стороны нервной системы детей с РАС,
положительное воздействие на развитие их речевых способностей, расширение
диапазона эмоционального восприятия и коррекция поведенческих расстройств.
В завершение отметим, что подбор наиболее эффективных методик
работы с РАС – одна из наиболее актуальных проблем в дошкольной
педагогике. От слаженной работы специалистов ДО, от стремления
воспитателей к самообразованию и повышению квалификации в области
инклюзивного образования зависит будущее особенных детей, их адаптация в социуме.
Список использованной литературы
1. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия,
изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова. – М.: Форум, 2015.
2. Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.