Хабарова Дарья Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Танаевская средняя школа» ЕМР РТ, с. Танайка
XXI век ознаменовался качественными изменениями в образовательном пространстве России, в частности, особое место в обновляющемся учебном процессе занимает филологическое образование. Особую значимость в этот период приобретает проблема гуманитарного развития личности. В условиях развития информационных и компьютерных технологий именно язык благодаря своей кумулятивной функции становится средством обогащения духовно-нравственного мира школьника и приобщения его к ценностям русского народа. В связи с этим в методике возникает понятие культуроведческого подхода в обучении русскому языку, под которым понимается «усвоение учащимися в процессе изучения языка жизни, опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых».
Культуроведческий подход в преподавании русского языка повлек за собой значительные изменения в выборе педагогами форм, методов, приёмов и учебного материала для своих уроков [Н.А. Судакова, Е.С. Носова]. Связано это с тем, что основная цель обучения русскому языку в современных условиях – формирование культуроведческой компетенции учащихся, под которой понимается «система знаний о культуре, воплощенной в национальном языке, личностные качества, приобретаемые в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке и регулирующих коммуникативное поведение носителей этого языка» [Носова 2008: 454]. Одним из наиболее эффективных и распространенных средств формирования культуроведческой компетенции в современной методике обучения русскому языку большинством педагогов признается культуроведческий текст.
Под культуроведческим текстом, вслед за Л.А. Ходяковой, мы понимаем такой текст, который в своем содержании отражает историко-культурные ценности народа, его духовность [Ходякова, 2011: 79].
В процессе изучения педагогической и методической литературы нами было выделено два основных вида текста: искусствоведческий и лингвокраеведческий, которые вышеупомянутые ученые относят к понятию «культуроведческий текст». Под искусствоведческим текстом нами понимается текст, непосредственно описывающий содержание того или иного произведения искусства и средства выражения замысла художника; в таком тексте оцениваются достоинства или критикуются недостатки конкретного произведения.
Искусствоведческие тексты целесообразно применять на уроках написания сочинения по картине. Например, в 5-ом классе ученики пишут сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь». На уроке подготовки к написанию данного сочинения в качестве искусствоведческого текста можно использовать текст Н.А. Иониной «Грабарь И. «Февральская лазурь». Ниже приведен фрагмент данного текста.
Одна из основных тем пейзажной живописи И.Грабаря – тема русской зимы и русских снегов.
Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».
И.Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – «плакучую» ее разновидность. И действительно, в «Февральской лазури» береза – единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.
Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» «с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая… утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления».
В «Февральской лазури» И.Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.[Ионина 2008: 334]
Работа с текстом должна начинаться с его чтения. Первое прочтение искусствоведческого текста на уроке русского языка осуществляется учителем, причем чтение должно быть внятным, эмоциональным, выразительным. Затем ученики читают текст самостоятельно и отвечают на вопросы учителя. Можно предложить такую систему вопросов по указанному искусствоведческому тексту.
- Определите основную мысль, тему текста.
- Что нового о картине вы узнали из текста?
- Основная тема пейзажной живописи И.Грабаря?
- Какие символы русской культуры можно увидеть в тексте?
- Каким образом художник «достиг предельной цветовой насыщенности»?
- Объясните значение следующих выражений: голубая эмаль неба, лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Работа с искусствоведческим текстом на уроке позволяет учителю выполнить целый ряд задач: произвести словарную работу посредством объяснения незнакомых слов, расширить словарный запас учащихся искусствоведческими терминами, развивать речь, дать образцы высказывания для написания сочинения и, что самое главное, развивать культуроведческую компетенцию, обогащая духовный мир учеников.
Определенную сложность на уроках русского языка представляет формирование культуроведческой компетенции в рамках национально-регионального компонента. В национальных республиках сочетаются и взаимодействуют разные культуры, разные языки, живут разные народы. В частности, Татарстан представлен двумя основными, одинаково важными культурами – русской и татарской. Большое значение в данной ситуации имеют лингвокраеведческие тексты, отличительной чертой которых является их тематическая связанность с историей родного края. К примеру, в процессе подготовки к написанию сочинения на тему «Описание предмета» можно использовать лингвокраеведческий текст, содержание которого может раскрывать особенности как русской, так и татарской культуры. Так, предметом описания может стать русская матрёшка, лапти или тюбетейка, являющаяся неотъемлемой частью национального татарского наряда.
С этой целью при подготовке к сочинению можно взять текст П. Дульского, в котором описывается тюбетейка.
«Тюбетейка – это шапочка, с которой мусульманин никогда не расстается и носит ее всегда и всюду. Тюбетейки бывают двух форм – совершенно круглые, сплошь вышитые золотом или серебром, и более употребительные бархатные с плоскими донышками, вышитые разнообразными узорами. В старину расценка этих нарядов была от 5 рублей простая, и вышитая золотом доходила до 50 рублей золотом…» [Дульский 1925: 17]
Система вопросов по данному тексту будет выглядеть следующим образом.
- Прочитайте текст, озаглавьте его.
- О чем данный текст? Знаком ли вам описываемый предмет?
- О каких важных для нашей культуры понятиях рассказывается в тесте?
- Найдите в тексте ключевые слова.
- Какие детали жизни и быта людей нашли отражение в данном тексте?
- При помощи каких слов автор описывает предмет в тексте?
- Как вы думаете, что в этом тексте трудно понять иностранцу? Почему?
- Выпишите из толкового словаря значение тех слов, которые вам неизвестны.
- Можете ли вы добавить к информации, изложенной в тексте, собственные знания о данном предмете?
Формирование культуроведческой компетенции в рамках национально-регионального компонента предполагает знакомство учеников с видными культурными деятелями своего края, поэтому на уроке подготовки к сочинению «Описание помещения», к примеру, может быть использован культуроведческий текст о мемориальном доме-музее одного из них.
Лингвокраеведческие тексты также могут быть использованы на уроке подготовки к публичному выступлению о произведении народного промысла. Для такого урока можно выбрать культуроведческие тексты о знаменитой хохломской росписи и о татарском художественном ткачестве. Каждый из данных промыслов является ключевым в своей культуре, несет в себе отражение быта, уклада жизни, нравов народа. Также в качестве предмета отображения темы может быть выбрана русская дымковская игрушка и жостовская роспись или татарское производство кожаной мозаичной обуви и ювелирное дело.
Нужно отметить, что уроки словесности имеют огромнейший потенциал для формирования культуроведческой компетенции в рамках национально-регионального подхода, а культуроведческий текст – лучшее, наиболее эффективное средство для этого.
Литература
1. Дульский П. Искусство казанских татар. – Москва: Центральное издательство народов СССР, 1925. – 39 с.
2. Ионина Н.А. Сто великих картин. – Москва: Вече, 2008. – 432 с.
3. Носова Е.С. Место лингвокультурологической компетенции в системе обучения родному языку//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – № 80. – С. 453-456.
4. Судакова Н.А. О лингвокультурологической компетенции школьника// Вестник ТГПУ, 2012. – № 10. – С. 211-217.
5. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры// Ярославский педагогический вестник, 2011. – № 2. – С. 76-78.