Кокорина Ольга Сергеевна
воспитатель
МБДОУ детский сад Золотой ключик, с.Богородское Пестречинский район
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1.Пояснительная записка
|
|
1.2.Цель и задачи Программы дополнительного образования
|
|
1.3.Формы работы с детьми
|
|
1.4.Новизна и практическая значимость Программы
|
|
1.5.Планируемые результаты освоения Программы |
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
2.1.Формы, методы, способы и технологии работы |
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
|
3.1.Содержание воспитательно – образовательного процесса |
|
3.2 Календарно-тематическое планирование 3.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию дополнительной образовательной деятельности «Волшебный сундучок» |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Информационная справка о ДОУ
Наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик»
Фактический адрес:
422744, Республика Татарстан, Пестречинский район, село Богородское, ул. Молодёжная, д. 9Б.
Заведующий – Камаева Венера Ильясовна, тел./факс: +7(843)672-94-67
Автор программы: – Кокорина Ольга Сергеевна, воспитатель.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра».
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русским и татарским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный сундучок»- это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского и татарского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Кроме этого программу «Волшебный сундучок» дополняют занятия по чеканке, лоскутная техника, интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству.
Данная рабочая программа является специальной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.
Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет чёткую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Ребёнок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несёт в себе возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через музейные экспонаты. Учебный материал, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Цель и задачи программы дополнительного образования
Целью данной программы является:
– ознакомление с жизнью и бытом русского, татарского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через музейные экспонаты.
Задачи:
– вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
– формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
– приобщение к эстетической культуре;
– изучение музейных экспонатов;
– формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
– развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
– разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций в своих работах;
– знакомство детей с народными праздниками и традициями.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с историей татарских и русских праздников.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми:
– Беседы;
– Занятия на основе метода интеграции;
– рассматривание подлинных изделий народного искусства, предметов быта, иллюстраций, альбомов, открыток;
– Выставки изделий русского прикладного искусства;
– Выставки детских работ.
Новизна и практическая значимость Программы
Новизна программы состоит в том, что в работе используются музейные экспонаты для реализации художественно-эстетического развития.
Новизной программы является изучение традиций, быта, промыслов.
Планируемые результаты освоения Программы
– Умеет писать тушью и пером, вышивать крестиком, чеканить.
– Имеет представление о народных промыслах.
– имеет практические навыки в работе с тканью, шерстью, с тестом. В украшении головных уборов, воротников тесьмой, бусинками другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы, способы, методы и технологии работы
В работе используются различные методы и приёмы: метод обследования наглядности (рассматривание подлинных экспонатов, иллюстраций, альбомов, открыток); словесный (беседа, использование художественного слова); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество.
Принципы работы:
– Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
– Принцип наглядности;
– Принцип доступности;
– Вариативности;
– Интерактивности;
– Многофункциональности;
– Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
– Принцип опоры на интересы ребенка.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год (с детьми 5-7 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 мин. Общее количество в учебном году составляет 33 часов.
Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – итоговый
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Тема |
Цель |
||
Октябрь |
||||
1 занятие |
«Милости просим» |
Знакомство с «Волшебным сундуком». История происхождения сундука. Делаем с детьми шкатулку. |
||
2 занятие |
«Русская изба» |
Познакомить с устройством русской избы и как люди жили на Руси.(Презентация) Освоить русский поклон. |
||
3 занятие |
«Русская изба» |
Познакомить с Хозяйкой «русской избы», с её обитателем домовёнком Кузей. Сделать оберег для дома. |
||
4 занятие |
Письменность на Руси. |
«Как научились писать и на чём писали» (Презентация) Изучение музейного экспоната. |
||
Ноябрь |
||||
1 занятие |
Письменность на Руси. |
Учимся писать тушью и пером на крафтовой бумаге. |
||
2 занятие |
«Хлеб-всему голова» |
Знакомить детей со старинными способами уборка хлеба, с орудиями труда (серп, жернова).Экспонаты. Какой хлеб пекли. (каравай) |
||
3 занятие |
«Хлеб-всему голова» |
Учимся делать каравай из солёного теста. |
||
4 занятие |
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» |
Познакомить детей с русской печью и всей относящейся к ней утварью (чугунком, ухваткой, кочергой)Музейные экспонаты. |
||
Декабрь |
||||
1 занятие |
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» |
Знакомство с предметом обихода- глиняным горошком. Из глины делаем горшок. |
||
2 занятие |
Русская народная игрушка |
Знакомить с тряпичной куклой мотанкой, куклой из лыка. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куколку. |
||
3 занятие |
Русская новогодняя игрушка |
История новогодней игрушки. Изучение музейного экспоната. |
||
4 занятие |
Русская новогодняя игрушка. |
Делаем новогоднюю игрушку. |
||
Январь |
||||
1 занятие |
«Пришла Коляда накануне Рождества» |
Познакомить детей об одном из главных обрядовых праздников Рождестве, святочных традициях. Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты. Д/з. Выучить колядку. |
||
2 занятие |
«Пришла Коляда накануне Рождества» |
Прогулка по детскому саду. Славим вкусняшки. |
||
3 занятие |
Чеканка. |
История происхождения чеканки. Изучение музейного экспоната. |
||
4 занятие |
Чеканка. |
Учимся чеканить. |
||
Февраль |
||||
1 занятие |
История пряжи. Как пряли шерстью, и как она стала цветной. Изучение музейного экспоната. |
|||
2 занятие |
Учимся делать птичку из шерсти. |
|||
3 занятие |
Учимся вязать крючком. |
|||
4 занятие |
Русские полотенца. |
История полотенца, рушника и вышивки на нём. Изучение музейного экспоната. |
||
Март |
||||
1 занятие |
Русские полотенца. |
Учимся вышивать крестиком узоры. |
||
2 занятие |
«Наряжусь я красиво» |
История украшений бижутерии. Изучение музей-ного экспоната. |
||
3 занятие |
«Наряжусь я красиво» |
Учимся плести браслет из бисера. |
||
4 занятие |
«Сошью Амине сарафан» |
Познакомить детей с татарской одеждой. История татарского платья. (нагрудник) |
||
Апрель |
||||
1 занятие |
«Сошью Амине сарафан» |
Украшение нагрудника «кукрекче» |
||
2 занятие |
«Русский головной убор-кокошник» |
Знакомить детей с головным узором женщины- кокошником. Дать |
||
представления о некоторых их разновидностей. |
||||
3 занятие |
«Русский головной убор-кокошник» |
Делаем кокошник. Придумать узор на кокошник. |
||
4 занятие |
«Татарский головной убор- тюбетей» |
Знакомить детей с головным убором- тюбетей. Учимся украшать тюбетей татарским орнаментом. |
||
Май |
||||
1 занятие |
«Красная горка» |
Познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. История праздника. |
||
2 занятие |
«Красная горка» |
Разукрашиваем яйцо. |
||
3 занятие |
«Сабантуй» |
История праздника. Традиции праздника «Сабантуй» Рассказать об особенностях татарского обряда чаепития, пряников. |
||
4 занятие |
«Сабантуй» |
Делаем пряники, украшаем их. |
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию Программы «Волшебный сундучок».
Для реализации дополнительной образовательной деятельности «Волшебный сундучок» используются следующие программы, технологии, пособия:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд.,перераб. и доп: 2010- 304с»
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.Корепанова и др.-3-е изд., перераб. и дополн.: 2010-400с.