Енизеркина Ольга Сергеевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2», пгт Аксубаево
Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) заключается в комплексном подходе к обучению, который объединяет искусство, его теорию и историю, а также практические творческие навыки. Литература расширяет кругозор, развивает эмпатию и обогащает словарный запас. Музыка способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию, развивает слух и чувство ритма. Изобразительное искусство развивает творческие навыки, воображение и креативность.
Реализация эстетического воспитания на занятиях художественного цикла, включая литературное чтение, предполагает использование различных методов и приёмов, направленных на развитие эстетических чувств и восприятия ребёнка. Вот некоторые из них: Организация выставок и экспозиций произведений искусства, литературы и музыки. Проведение экскурсий и посещение музеев, галерей, театров и концертных залов. Организация литературных вечеров, чтений и обсуждений произведений искусства. Использование аудиовизуальных средств, таких как кино, телевидение, видео и мультимедийные технологии.
Аудиовизуальные средства, такие как кино, телевидение, видео и мультимедийные технологии, используются в основной школе для реализации эстетического воспитания с использованием искусства. Вот несколько примеров: Кино: просмотр фильмов и обсуждение их содержания помогают развивать эстетический вкус и понимание искусства. Телевидение: образовательные передачи и документальные фильмы о культуре и искусстве расширяют кругозор и знания об искусстве. Видео: создание видеопроектов, например, короткометражных фильмов или видеорепортажей, развивает творческие навыки и умение передавать идеи через визуальный язык. Мультимедийные технологии: использование презентаций, интерактивных материалов и виртуальных экскурсий по музеям и галереям делает обучение более интересным и доступным.
Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях музыки включает следующие аспекты: развитие эмоционального мира учащихся через слушание и исполнение музыки разных жанров и стилей. Формирование эстетического вкуса и предпочтений, обучение анализу музыкальных произведений. Освоение музыкальной грамоты, развитие слуха и голоса. Знакомство с историей и культурой через музыку разных народов и эпох. Участие в музыкальных фестивалях, конкурсах и проектах, способствующих творческому развитию и социализации учащихся. Создание условий для самореализации и самовыражения через музыкальную деятельность.
Реализация эстетического воспитания с использованием искусства на занятиях художественного цикла изобразительного искусства включает: знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Развитие способности эмоционально воспринимать изображаемые предметы и постигать их эстетическую сущность. Формирование элементарных эстетических представлений и понятий. Развитие эстетического восприятия, способности к простейшим эстетическим суждениям. Практическое ознакомление с различными видами искусства. Развитие творческого потенциала и способности к самовыражению через изобразительную деятельность. Организация игровых приёмов работы, художественно-дидактических игр для мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся. Единство урочной и внеурочной форм работы, проведение бесед, экскурсий, руководство кружками и факультативами по изобразительному искусству.
Изобразительное искусство, изучаемое в школе, может пригодиться в дальнейшей жизни следующим образом. Развитие творческого потенциала и воображения. Выражение мыслей, эмоций и чувств через рисунок, живопись или скульптуру. Развитие визуального мышления и наблюдательности. Улучшение моторики и координации движений. Изучение основ цветоведения и сочетания цветов. Знакомство с историей искусства. Развитие самовыражения и выражения эмоций через искусство. Формирование художественного вкуса и эстетического восприятия. Проявление талантов и творческих способностей. Развитие способности к самооценке и самореализации.
Арт-терапия тоже реализует эстетическое воспитание и включает следующие аспекты: изотерапия: манипуляция с предметами (рисование, лепка, аппликация) для отображения впечатлений и жизненного опыта; музыкотерапия: использование музыки для психологического воздействия, развития коммуникативных навыков и выражения чувств; драматерапия: разыгрывание ролей и драматизация сюжетов для разрушения патологических коммуникативных стереотипов и решения проблемных ситуаций; сказкотерапия: работа со сказками для развития речи, внимания, памяти, воображения и формирования ценностных ориентаций; кинезиотерапия: использование элементов танцевальной терапии для снятия мышечного напряжения и восстановления сил; глинотерапия: метод арт-терапии, работающий с сенсомоторным опытом и взаимодействием с глиной для решения терапевтических задач; логоритмика: преодоление речевых нарушений через развитие двигательной сферы в комбинации со словом и музыкой; куклотерапия: помощь в борьбе со страхами и психологическими проблемами через театральные постановки.
Музыкальная терапия на уроках изобразительного искусства может использоваться для развития умственных способностей детей, профилактики нервно-психических заболеваний и улучшения эмоционального состояния. На уроках используются разные формы музыкотерапии: рецептивная, активная и интегративная.
Драматерапия во внеурочное время в школе может быть использована для решения межличностных и внутриличностных проблем, развития креативности, воображения и умения сопереживать. Она также помогает повысить уровень ответственности, скорректировать мысли и стремления, улучшить взаимодействие в социуме и межличностное понимание.
Сказкотерапия на кружках в школе направлена на решение следующих задач: активизация ресурсов потенциала личности; развитие духовного мира детей; создание гармонично развитой личности учащихся; оптимизация общения в сферах «взрослый-ребёнок» и «ребёнок-ребёнок»; регуляция собственного поведения и выражение переживаний, которые мешают нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками; преодоление эгоизма, агрессии и страхов.
Кинезиотерапия на кружках в школе может включать занятия, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, межлопаточной области и мышц шеи. Это поможет предотвратить искривление позвоночника и другие проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом.
Куклотерапия — это коррекция детских проблем средствами кукольного театра. Дети проигрывают этюды по специально разработанным сценариям, отражающим их индивидуальные проблемы. Куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт между детьми, снять напряжение, развить психические процессы и моторику.