Даровская Наталья Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия № 25», Нижнекамск
Что может быть сложного в чтении? Бери себе и читай. Однако, для эффективного чтения как проверяемого навыка на ОГЭ и ЕГЭ недостаточно только лишь знать английский алфавит. Здесь необходимо развивать когнитивные способности учащихся, и начинать надо с самого раннего возраста. Английский язык в школе в настоящее время начинают преподавать со 2-го класса, но многие родители отдают деток на курсы с 4-х лет. Конечно, в четыре года начинать учить чтению рано, но путешествие к развитому навыку начинается с самого первого занятия. На ранних этапах учитель вводит лексику с помощью карточек с картинками и словами, так дети учатся читать не по слогам (как в русском языке).
Когда у детей уже есть небольшой словарный запас, и они готовы начинать читать, необходимо воспитать в них любовь к чтению и заинтересовать их темами, которые придутся им по душе. С каждым этапом взросления растет и уровень сложности текста для работы. Так мы знакомим учащихся с разными жанрами текстов. Дальше мы научим различать факты и мнения. Это важно, чтобы понимать то, что не сказано прямо, что подразумевается между строк.
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ очень важно научить учащихся правильной работе с текстом. Несколько лет назад я познакомилась с конструктором ситуационных задач Л.С. Илюшина, при помощи которого работа над текстом становится более эффективной.
Ситуационную задачу можно определить, как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).
Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией
Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.
Ознакомле-ние |
Понимание |
Применение |
Анализ |
Синтез |
Оценка |
1.Назовите основные части… |
8.Объясните причины того, что… |
15. Изобразите информацию о… графически |
22.Раскройте особенности… |
29.Предложите новый (иной) вариант… |
36.Ранжи-руйте… и обоснуйте… |
2.Сгруппи-руйте вместе все… |
9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… |
16.Предложите способ, позволяю-щий… |
23.Проана-лизируйте структуру… с точки зрения… |
30.Разрабо-тайте план, позволяю-щий (препятствующий)… |
37.Опреде-лите, какое из решений является оптималь-ным для… |
3.Составьте список понятий, касающихся… |
10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… |
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… |
24.Составьте перечень основных свойств…, характери-зующих… с точки зрения… |
31.Найдите необычный способ, позволяю-щий… |
38.Оцените значимость… для… |
4.Расположите в опреде-лённом порядке… |
11.Постройте прогноз развития… |
18.Сравни-те… и…, а затем обоснуйте… |
25.Постройте классифика-цию… на основании… |
32.Приду-майте игру, которая… |
39.Опреде-лите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме текста… |
12.Проком-ментируйте положение о том, что… |
19.Проведи-те (разра-ботайте) эксперимент, подтверждающий, что… |
26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… |
33.Предложите новую (свою) классифи-кацию… |
40.Выскажи-те критичес-кие суждения о… |
6.Вспом-ните и напишите… |
13.Изложите иначе (перефор-мулируйте) идею о том, что… |
20.Прове-дите презентацию… |
27.Сравните точки зрения… и … на… |
34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… |
41.Оцените возможности… для… |
7. Прочитайте самостоя-тельно… |
14.Приведи-те пример того, что (как, где)… |
21. Рассчитайте на основании данных о… |
28. Выявите принципы, лежащие в основе… |
35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… |
42. Проведите экспертизу состояния… |
На основе конструктора задач был составлен фрагмент урока английского языка в 11 классе. Данный фрагмент составлен на основе УМК «Forward 11» (под редакцией М.В. Вербицкой). Тема урока – «Dealing with difficult people». Для работы с данным конструктором урок проводится в группах, каждая группа получает задание по тексту, составленное согласно выбору ячеек из конструктора задач. В итоге каждая группа работает по следующим ячейкам: 7 – 10 – 16 – 22 – 33 – 36
- Этап ознакомления. Прочитайте самостоятельно текст и определите, какие типы людей описываются в тексте и почему сними сложно иметь дело.
- Этап понимания. Составьте два списка слов по темам «Типы людей» и «Черты характера», используя текст.
- Этап применения. Предложите способ, позволяющий объединить этих людей в группы и объясните принцип, по которому вы это сделали.
- Этап анализа. Раскройте особенности каждого из этих типов людей. Каждая группа представляет особенности одного из типов.
- Этап синтеза. Предложите свою классификацию сложных людей.
- Этап оценки. Ранжируйте ключевые понятия по теме (оформляется в виде синквейна – на первой строке пишется ключевое слово по теме, на второй – два прилагательных, на третьей – три глагола, на четвертой – короткое предложение или фраза, на пятой – синоним ключевого слова (существительное).
Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С. Илюшина показала, что данные приёмы работы можно использовать на уроке английского языка с учащимися 9-х и 11-х классов для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Формы организации учебной деятельности на уроке с применением конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.