Галлямова Гульнара Мазитовна
Елисеева Наталья Михайловна
старший воспитатель
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – д/с №65 «Ивушка», г. Альметьевск
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные виды коррекционной работы взаимодействие ДОУ и семьи. Раскрыто содержание современных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является коррекция речевых нарушений, профилактика речевых нарушений, ранняя диагностика.
Ключевые слова: взаимодействие, коррекционная работа, мелкая моторика, криотерапия, дыхание.
Инновационные процессы, происходящие в образование последние годы характерно и для коррекционных садов. Успешность педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией каждого педагога. Ни одна система не может быть полностью эффективной без участия семьи. Многие родители не компетентны в вопросах речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество детского сада и родителей. Планируя ту или иную форму работы, педагоги всегда выходят за рамки представления о современных родителях как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Одной из причин отставания в развитии речи является отсутствие общения ребенка с родителями. Многие родители из-за занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школе, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу над развитием мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей 5-10 минут каждый день. Для этого можно использовать различные игры и упражнения (рис 1.).
Рисунок 1. Игры с сыпучими материалами
Для повышения уровня речевого развития ребенка необходима целенаправленная и систематическая работа над речевым развитием детей, в которую следует включить обучение родителей общению с детьми в игровой форме.
Использование упражнений на развитие мелкой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет – регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей.
На сегодняшний день невозможно представить работу учителя-логопеда без применения коррекционно-развивающих методик, особенно в работе с детьми с ТНР.
Методика «Криотерапия» – один из современных инновационных методов коррекционной педагогики, заключающийся в использовании игр со льдом. Детям дается кусочек льда, и они перебирают его в ладошках в течение 10-15 секунд. Затем кладем на тарелку кусочек льда и греем руки, это можно делать в миске с теплой водой или на бутылке с горячей водой 10-15 секунд. Затем снова берем в руки лед, и такой криоконтраст проводится трижды. Для того, чтобы с кусочками льда было интереснее играть, их можно подкрасить пищевым красителем или заморозить небольшую игрушку, можно добавить аромамасла (если уверены, что у детей нет аллергических реакций) Теперь вытираем руки с бумажным полотенцем.
Существует множество различных пособий, которые призваны помочь в данном направлении работы. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов и предметов окружающего быта (рис 2.).
Рисунок 2. Эстафета с шестигранными карандашами
Для того чтобы речь ребенка была красивой, четкой, правильной, необходимо научить его правильно дышать.
Лучшим способом развития для ребенка является игра. Именно поэтому правильное дыхание также стоит осваивать в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка становится особенно близкой и интересной.
Игр и упражнений на развитие дыхания очень много! И в большинстве случаев они не требуют покупки дорогостоящих игрушек. Достаточно фантазии и желания играть!
Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками, одно из таких пособий, развивающую игрушку, простую в изготовлении и значимую в развитии ребенка.
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР.
Задачи:
- изготовить игровое пособие для развития речевого дыхания в домашней обстановке;
- создать условия, укрепляющие сотрудничество между детским садом и семьей для успешного преодоления речевых нарушений у детей;
- вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе навыка.
Материалы: бумажный стаканчик, перчатка медицинская одноразовая, коктейльная трубочка, резинки канцелярские для банкнот, шило (острый предмет), ножницы, бумага цветная, двухсторонний скотч, клей-карандаш.
Ход мастер-класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители. Я рада видеть вас сегодня на моем мастер классе: «Изготовление пособий для развития речевого дыхания детей».
Для этого нам понадобятся: бумажный стаканчик, перчатка медицинская одноразовая, коктейльная трубочка, резинки канцелярские для банкнот, шило (острый предмет), ножницы, бумага цветная, двухсторонний скотч, клей – карандаш
Практическая часть:
Шилом (острым предметом) Вставляем в отверстие трубочку.
проделываем отверстие
в стаканчике.
Надеваем на стакан перчатку и закрепляем резинкой.
Вырезаем из бумаги полоску и закручиваем в рулон.
Вырезаем глаза, дорисовываем необходимые элементы, затем приклеиваем к основе.
Наша игрушка – тренажер готова, и мы можем использовать ее в работе с детьми (рис 3).
Рисунок 3. Мастер – класс
Список использованной литературы.
- Васильева В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / В.С. Васильева, А.А. Лисина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 4-11. – С. 17-23.
- Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал / Е.В. Мазанова. – Москва: Гном, 2021. – 64 с.
- Филичева Т.Б. Теория и практика логопедии – Изд.: Эксмо, 2021. – 608 с.