Галиуллина Гульнур Салимгареевна
учитель биологии и географии
«Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Нурлат
Конспект интегрированного медиа-урока по биологии составлен с применением образовательной платформы Joyteka.com, так как данный сервис поможет провести учебное занятие по биологии нестандартно и для активизации учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), воспитания у них активности, самостоятельности мышления. Образовательный сервис Joyteka.com позволяет создать любой урок по любому предмету, который полностью соответствует под особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Нестандартные материалы и сервисы сделают уроки запоминающимися и полюбятся каждому ученику.
Основой технологии являются дифференцированный и деятельностный подходы, согласно требованиям Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО) и групповой метод обучения с применением интерактивных игр, созданных на сервисе Joyteka.com.
Цель урока: расширить информированность учащихся о мире профессий с биологической направленностью, закрепить знания о строении растительного организма. Доказать, что растительный организм – единое целое.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у обучающихся с ОВЗ понятие о взаимосвязи всех органов в растительном организме;
- продолжать формировать понятие о взаимосвязи растений с окружающей средой;
- привлечь учащихся с ОВЗ к работе с помощью созданной интерактивной игры на образовательной платформе Joyteka.com;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать у обучающихся с ОВЗ умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;
- развивать систему практических умений по улучшению окружающей среды своей местности;
Воспитательные:
- преодолевать в характере воспитанников потребительское отношение к природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Социализация: формировать умение ставить цель, доводить работу до конца, работать коллективно.
Тип урока: урочное занятие по усвоению полученных знаний.
Вид урока: мультимедиа-урок.
Методы обучения: выполнение заданий через прохождение интерактивной игры, созданной на образовательной платформе Joyteka.com.
Форма урока: закрепление изученного материала на интегрированном уроке «Биология в мире современных профессий. Растение – целостный организм»обучающимися с ОВЗ посредством выполнения заданий через прохождение интерактивной игры, созданной на сервисе Joyteka.com, способность работать в условиях поиска необходимой информации.
Формы обучения: групповая работа с игровыми заданиями, переходящая к самостоятельной, индивидуальной форме работы.
Образовательные ресурсы:
компьютеры, презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения», интерактивная доска.
Образовательные технологии:
здоровьесберегающие, ИКТ, развивающие, разноуровневые.
Прогнозируемые результаты:
Освоение обучающимися с ОВЗ темы урока предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты освоения темы урока включают освоенные обучающимися знания и умения.
ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
– представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
– знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
– знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни;
– выполнение совместно с учителем практических работ;
– описание особенностей состояния своего организма;
– знание названий профессий человека;
– применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях.
Достаточный уровень:
– представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
– осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
– установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
– знание признаков сходства и различия между группами растений и животных, выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
Содержание медиа-урока:
I.Организационный этап: приветственное слово учителя, психологический настрой обучающихся.
II.Актуализация знаний: постановка проблемной задачи, определение темы урока, введение в процесс занятия;
III.Динамическая пауза: проведение пальчиковой гимнастики «Растения»;
IV.Изучение нового материала: сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.Профессии людей, схожие с предметом биология;
V.Динамическая пауза:выполнение зрительной гимнастики.
VI.Закрепление изученного материала: проигрывание интерактивных игр
VII.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII.Рефлексия.
IX.Домашнее задание.
Технологическая карта к медиа-уроку
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный этап: приветственное слово учителя, психологический настрой обучающихся |
Формирование эмоционально-положительного настроя обучающихся на учебную деятельность. – Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не простой урок, на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поздороваемся с ними. Для этого все вместе повернемся к ним и поприветствуем наших уважаемых гостей. Кивнем им молча головой и сядем очень тихо на свое место. –Ребята, гости пришли к нам на урок не просто так, а познакомиться с вами, посмотреть на вас и в конце урока подарить каждому из вас сердечко! Так что старайтесь на уроке, отвечайте, не стесняйтесь, ведь сердечки подарят вам не просто так, а за ваше старание! |
Учащиеся настраиваются на урок. – Здравствуйте Учащиеся слушают учителя. Учащиеся кивают молча гостям головой, затем садятся тихо на свои места. Учащиеся внимательно слушают учителя |
2 |
Актуализация знаний: постановка проблемной задачи (отгадывание загадки), определение темы урока, введение в процесс занятия |
Учитель загадывает загадку учащимся. –В самом начале урока, ребята, хочу загадать вам загадку: –Дышит, растет, А ходить не может? Как вы думаете, что это? –Правильно, это растение. –Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке? –Совершенно верно, о растениях. –Наша планета Земля очень прекрасна, она удивительна и неповторима. –Подумайте, чем она уникальна? Да, везде есть жизнь: в лесах, морях и океанах, в горах и пустынях. Наука, изучающая жизнь во всех проявлениях и свойства живого, называется биологией. –В последние годы человечество является свидетелем бурного развития биологии. Эта наука становится все более интересной людям самых разных профессий. –Итак, сегодня на уроке мы также рассмотрим профессии людей, схожие с предметом биология. –Также предлагаю обобщить наши знания о растениях, об органах растений. О взаимосвязи между собой. О профессиях связанных с растениями. –Ребята, получается, что сегодня мы будем не только простыми учащимися, а экологами. –Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто же такие экологи? |
Учащиеся внимательно слушают учителя и стараются отгадать загаданную загадку. –Растение –О растениях Учащиеся внимательно слушают учителя –Уникальна она тем, что на ней есть жизнь. Земля богата растениями, животными Учащиеся внимательно слушают учителя . Ученые-экологи изучают среду обитания растений |
3 |
Динамическая пауза: проведение пальчиковой гимнастики «Растения» |
–Ребята, давайте выполним веселую гимнастику |
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику «Растения» |
4 |
Изучение нового материала: сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. Профессии людей, схожие с предметом биология |
–Скажите ребята, почему растения называют живым организмом? –Какие растения вы знаете? –Что относится к растениям? –Чем отличаются кустарники и деревья? –Из каких органов состоит растение? –Молодцы ребята. Вы все очень хорошо знаете органы растений. Давайте вспомним и повторим их все. – Ребята, а как Вы считаете, какой из органов растения самый главный? Докажите это –Оказывается, не только мы с вами не можем решить, какой же орган важнее, среди них тоже давно идет спор, кто же из них главнее. Не хотите ли вы послушать их спор? Послушайте его внимательно. –И все-таки, давайте поможем разрешить их спор. Какой же орган для растения самый главный? – А может ли растение расти без КОРНЯ? СТЕБЛЯ? ЛИСТЬЕВ? ЦВЕТОВ? Почему? –И что же получается? Все-таки, конечно же, все органы растения главные, и нет таких органов, которые были бы главнее и важнее, ведь если убрать хоть один орган растения, то растение просто погибнет. –Посмотрите на этот букет цветов в вазе. Красивый букет? Как Вы думаете, а какого органа нет у этих растений в букете? Представьте себе, что прошло несколько дней… Какую картину мы увидим? Кто скажет, что произойдет с этим букетом? –Через несколько дней он погибнет, так как цветы лишены корней и не могут получать питательные вещества. –Итак, каждый орган растения выполняет определенную работу. И если какой-либо орган будет поврежден и не сможет выполнять свои функции, то другие органы тоже не смогут существовать. Отсюда мы можем сделать главный вывод: Растение – целостный организм –Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма. Вот, оказывается, какое удивительное создание есть в природе! Растение! Растение – целостный организм, все части которого взаимосвязаны. От состояния одной части зависит состояние другой. –Какую часть вы знаете у растений, назовите, пожалуйста. Цветки имеют определенное строение. Каково же строение цветка? – Ребята, а сейчас поработаем на карточках: 1 группа: у цветковых растений на цветоножке бывает один цветок или несколько. Несколько цветов образуют соцветие. Рядом с рисунками обозначьте виды соцветий. 2 группа: какие виды опылений вы знаете? Чем они отличаются? Рядом с рисунками пишите виды опылений. Ребята как вы думаете, какие профессии связаны с цветами? Флорист — специалист по флористике, одному из направлений декоративно-прикладного искусства и дизайна. Флорист работает с живыми и искусственными растениями: собирает букеты, цветочные композиции и корзины; –Ребята, а что еще есть у растений, что у них появляется после отцветания цветов? Какие бывают плоды? Работа на карточках: Из данных плодов делите на сочные и сухие. Ребята как вы думаете какие профессии связаны с плодами? Помолог – специалист по помологии. Помология происходит от двух слов – латинского pomum – яблоко и греческого logos – учение. Помология – это теория плодоводства. Другими словами, это сортоведение, агромическая научная дисциплина, которая занимается изучением разных сортов плодовых и ягодных растений. Еще одна профессия, которую мы сегодня также изучим. Почвовед – это специалист, ученый, который изучает почвенный покров, его происхождение, состав, свойства, строение. Его цель – определить наиболее рациональное использование почв. Еще одна часть растений – листья. – Какие бывают листья? Работа на карточках: 1группа: у данных листьев укажите жилкования. 2 группа: у листьев укажите жилкования и приводите примеры А какие профессии связаны с листьями? Садовник. Листья осенние тихо кружатся, Листья нам подноги тихо ложатся И под ногами шуршат,шелестят Будто опять закружиться хотят. Пришел черед рассмотреть часть растений – это стебель. Какие виды стебелей мы узнали? Работа на карточках: 1группа: укажите строение стебля. 2 группа: укажите строение стебля, объясните для чего они нужны. Знакомство с профессией столяр |
–Потому что, растения дышат, питаются, размножаются –Дикорастущие и культурные –Травы, кустарники, деревья –У деревьев только один деревянистый стебель. Его называют стволом. А у кустарников от земли растет несколько деревянистых стеблей-стволов. Из корня, стебля, листа, цветка плода На интерактивной доске выходят названия частей растения Учащиеся называют органы, пытаются доказать Ответы детей: корень Просмотр видеоролика: спор растений –Ответы детей: корень –Нет Ответы детей: он погибнет –Да –Ответы детей: корня –Он погибнет Записывают в тетрадях число и вывод: Растение – целостный организм. Учитель записывает тему на доске Учащиеся внимательно слушают учителя, делают записи в тетрадях. –Цветоножка, чашелистики, пестик, тычинки, лепестки венчика Ответы детей Учащиеся работают по карточкам На экране появляется рисунок и название профессии –флорист. Определение записывают в тетрадь –Плоды Сухие и сочные Учащиеся работают на карточках Дети выходят по очереди к доске и делят плоды на сочные и сухие. На экране появляется рисунок и название профессии – помолог. Записывают определение в тетрадь. На экране появляется рисунок и название профессии – почвовед. Записывают определение в тетрадь. Сложные и простые Учащиеся работают на карточках Ответы учащихся Укороченный, прямостоячий, ползучий, цепляющиеся, вьющиеся Учащиеся работают на карточках Учащиеся записывают в тетрадях профессию – столяр |
5 |
Динамическая пауза:выполнение зрительной гимнастики |
– Ребята, давайте музыкальную физкультминутку, для этого смотрим на доску и повторяем за мной. |
Учащиеся выполняют зрительную гимнастику по подражанию учителю. |
6 |
Закрепление изученного материала: проигрывание дидактических игр |
-Ребята, давайте поиграем с Вами в интерактивную игру: веб-квест. -Чтобы успешно завершить ее, вам необходимо выполнить задания, запрятанные в этом веб-квесте. В итоге на экране будут выходить названия профессий, которые мы сегодня с вами будем изучать в ходе проведения урока. -Ребята, прошу вас активно слушать задания и стараться выполнить его правильно. В конце урока подведем итоги, и выявим самых умных и успешных учеников класса. |
Учащиеся слушают учителя, смотрят на интерактивную доску. Учащиеся проходят веб-квест все вместе, опираясь на сопровождение и направления учителя. Учащиеся выходят к интерактивной доске по мере того, как догадываются об ответе, чтобы проверить свою отгадку. Совместно обсуждают ответы. Одновременно перед каждым учеником находится компьютер. |
7 |
Подведение итогов урока. Выставление оценок |
–Ребята, вы сегодня так хорошо работали на уроке, были очень активными, молодцы! –На этом наш сегодняшний урок подходит к концу, я хочу поблагодарить вас за такой плодотворный труд, вы большие молодцы! |
Учащиеся внимательно слушают учителя |
8 |
Рефлексия |
–Ребята давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Какие задания сегодня больше всего вам понравились? А какие задания вам не понравились? –Почему растение – единый целый организм? –Какие профессии схожи с предметом биология? –Оцените свою работу. У вас на парте лежит чудо-дерево, прикрепите к нему, пожалуйста, либо яблочко, либо цветочек, либо кленовый листочек. В зависимости от того, какое у вас настроение после пройденного урока. Поднимите яблочко, у кого сегодня на уроке все получилось и у вас отличное настроение. Поднимите, пожалуйста, цветочек те, у кого возникли трудности, но вы с ними успешно справились, и у вас хорошее настроение. А кленовый листочек поднимет тот, у кого на уроке ничего не получилось, и у вас плохое настроение. |
-Мы сегодня на уроке изучали растения, об органах растений. О взаимосвязи между собой. О профессиях связанных с растениями, а также проходили все вместе веб-квест. (Учащиеся поднимают смайлики) |
9 |
Домашнее задание |
–Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы, давайте повторим все вместе: Растение – это целостный организм. Достигли мы целей урока? Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. За работу на уроке вы все получите оценки. –Спасибо, ребята, за хорошую работу, до скорых встреч. |
Учащиеся внимательно слушают учителя. –Растение – это целостный организм. –Да |