Багавиева Гульгенэ Мунировна
Ухванова Галина Валериевна
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №175» Советского района г.Казани, г.Казань
Цель: создать алгоритм написания сочинения-рассуждения при выполнении 27 задания ЕГЭ по русскому языку
Задачи:
обучающие: формулировать основную проблему текста; продолжить работу по развитию языковой компетентности обучающихся;
развивающие: развивать способности обучающихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы; развивать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;
воспитательные: воспитать нравственные качества личности старшеклассников, способствовать освоению учащимися моральных и этических норм (любовь, преданность, ответственность, самопожертвование), осмыслению исторического опыта взаимодействия людей с природной средой и необходимости защиты окружающей среды
Тип урока: урок-практикум
Формы урока: индивидуальная, коллективная
Ход урока
I. Мотивация
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы будем разговаривать на очень серьезные темы. Вашему вниманию представляю небольшой музыкальный клип. Посмотрите его, пожалуйста, внимательно и проследите за своими эмоциями. (Видеоролик Life is Golden группы Suede).
Что вы увидели, ребята, в этом видеоролике? (Заброшенную школу, пустой бассейн, парк аттракционов, одним словом, город-призрак).
Какие чувства вызвал у вас этот видеосюжет? (Тревогу, беспокойство, страх, жалость к людям, когда–то жившим в этом городе, но по волею судьбы покинувшим любимый город).
II. Актуализация знаний
Как вы думаете, это может быть реальным брошенным городом? Вы когда-нибудь слышали о городе Припяти?
Что вам известно о Чернобыльской АЭС?
(В Чернобыле произошел взрыв атомной станции, считается, что это самая крупная техногенная катастрофа в мире).
Давайте обратимся к тексту 1. Что вы можете рассказать об этой трагедии? (Приложение №1). (Чернобыльская катастрофа — ядерная катастрофа, которая произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Припяти, в Украине. В то время Украина была частью Советского Союза.
Радиоактивные осадки дрейфовали над некоторыми частями западной части Советского Союза, Восточной Европы, Скандинавии. Значительные территории Украины, Беларусии и России были сильно загрязнены.
По отчетам МАГАТЭ за 2005 год и отчетам Международной общественной организации Гринпис установлено, что в результате аварии погибли 47 человек от причин, непосредственно связанных с аварией, от 4000 до 27000 человек от отдалённых последствий облучения (хронические заболевания, болезни системы кровообращения, рак щитовидной железы и т.д.).
Действительно, ребята, это событие стало одной из самых страшных катастроф в истории атомной энергетики. По Международной шкале ядерных событий авария на Чернобыльской АЭС была оценена на уровне семь. Единственная другая авария с рейтингом семь — это авария на Фукусиме.
28 апреля 1986 года была объявлена полная эвакуация. 1100 автобусов колонной вывозили население Чернобыля, Припяти и других близлежащих населенных пунктов. Люди бросили свои дома и все, что в них находилось – с собой им разрешили взять только удостоверения личности и еду на пару дней. Более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Города и села в одночасье опустели.
Видеосюжет, просмотренный нами, рассказывает об этой страшной трагедии.
III. Изучение нового материала. Практические задания
О Чернобыльской катастрофе сняты фильмы, написаны сотни научных исследований и статьей. В 1997 году была опубликована книга белорусской писательницы Светланы Александровны Алексиевич под названием «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы: ликвидаторами, членами семей погибших пожарных, переселёнными жителями. Книга имеет подзаголовок и показывает одновременное развертывание двух катастроф: техногенной и социальной.
Сейчас мы познакомимся с отрывком из этой книги. (Чтение текста подготовленным учеником). Приложение №2.
Ребята, о чем этот текст? (о любви, преданности, силе духа, самопожертвовании…).
Да, именно этой теме, теме самоотверженной любви, мы посвятить сегодняшний урок.
На основе прочитанного текста вам, ребята, предстоит написать сочинение-рассуждение по определенному алгоритму.
Текст очень эмоциональный. Это рассказ жены Василия Игнатенко, пожарного, ликвидировавшего последствия взрыва в ночь Чернобыльской катастрофы.
Итак, в тексте можно выявить три основные смысловые части:
1) самоотверженная любовь женщины;
2) сила духа, способность не поддаваться отчаянию и всеми силами помогать любимому человеку, разделить с ним страдания и страх;
3) последствия техногенной катастрофы (влияние на жизнь людей).
Разберём ключевые проблемы, придя к ним через примеры.
I. Выпишите из текста примеры любви и самопожертвовании
1. «Мы недавно поженились. Ходили по улице и держались за руки. Были счастливы и не понимали, насколько» (Любовь до трагедии).
2. «А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий»
(Любовь после трагедии. Хотела сама заботиться о больном муже).
3. «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела… Моя любовь…»
4. «Врачи и медсестры предупреждали об опасности, санитары боялись радиации».
Как данные примеры связаны, ребята? (Второй пример дополняет первый (уместен союз НЕ ТОЛЬКО, НО И…). Несмотря на опасность (4 пример), продолжает самоотверженно заботиться о муже (3 пример).
Определите проблему, пожалуйста (Как проявляется настоящая любовь? Как проявляется самоотверженная любовь?).
Какова авторская позиция по данной проблеме? (Настоящая любовь сохраняется не только в безоблачное время, но и в трагические периоды).
Да, действительно, истинная любовь – это глубокое беззаветное чувство, когда жизнь любимого человека дороже собственного здоровья и благополучия. Любовь не знает границ и способна выдержать любые испытания. Любящий человек готов сам, несмотря ни на что, делать всё возможное ради спасения любимого. Он остается рядом и в радости, и в горе, в трудную минуту самоотверженно помогая близкому.
II. Выпишите из текста примеры, подтверждающие силу духа героини
1. «А я своему Васе всё хотела делать сама… А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась».
2. «А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий»
3. «… С девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела… Моя любовь…»
4. «Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды».
Определите, пожалуйста, связь между примерами, ребята? (Один пример дополняет другой – примеры 1 и 2. Уступки: несмотря на опасности, страх, на усталость и запреты, человек, сильный духом, проявит мужество и делает все ради любимого человека).
Определите, пожалуйста, проблему (Что такое сила духа? На что способен сильный духом человек?)
Как, на ваш взгляд, выражается авторская позиция? (Человек перед лицом трудностей (болезни близкого человека) мобилизует все духовные и физические силы, он способен справляться с экстремальными нагрузками.
Сила духа – самое важное: если дух силен, тело тоже выдержит. Сильный человек – тот, кто не падает духом, не опускает рук, а действует).
– Молодцы, ребята успешно справились со второй проблемой.
II. Выпишите из текста примеры о катастрофе и ее влиянии на людей
1. «Мы недавно поженились. Ходили по улице и держались за руки. Были счастливы и не понимали, насколько».
2. «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».
3. «И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили».
4. «А теперь – клиника острой лучевой болезни… После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий».
Как связаны примеры друг с другом? (Один пример противопоставлен другому т.е. 2 пример противопоставлен первому. Есть причинно-следственная связь между примерами: 3 пример содержит причину, 4 пример – следствие).
Сформулируйте проблему текста (Как взрыв на АЭС отразился в жизни отдельных людей? Каковы последствия Чернобыльской трагедии?)
Сформулируйте авторскую позицию, пожалуйста (Чернобыльская катастрофа оказала огромное влияние, принесла много боли, страданий. Люди столкнулись с радиацией, и не знали, как с этим справляться. Она покалечила судьбы людей, разбила семьи, заставила жить в страхе).
Ребята, выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по поднятым проблемам: о самоотверженной любви, о силе духа героини – что вы можете сказать? Чему нас учат такие тексты?
(Героиня рассказа С.А.Алексиевич – это пример для подражания, вот каким должен быть по-настоящему любящий члеловек.
Ради самых близких и дорогих людей человек готов самоотверженно жертвовать собой, бороться до последнего. Не опускать руки, преодолевать страхи и превозмогать собственную слабость ему помогает любовь — самое сильное, великое и благородное чувство.
Про Чернобыль – нужно знать и помнить для того, чтобы предотвратить ядерные катастрофы. Нужно понимать, какой глобальный характер могут иметь экологические проблемы современного мира, необходимо защищать окружающую среду).
Молодцы, ребята! Очень развернуто и полно проанализировали текст С.А.Алексиевич.
IV. Домашнее задание. Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение по тексту С.А.Алексиевич
V. Закрепление знаний
Давайте еще раз вспомним алгоритм работы над текстом. После прочтения текста задаем вопрос: о чем этот текст? Что хочет сказать автор текста? Определяем проблему. Затем в подтверждение проблемы находим примеры- иллюстрации (не менее двух.). Устанавливаем связь между примерами. Определяем позицию автора. Вы также должны написать свою позицию с обоснованием. На основе анализа текста, делаем вывод, используя вводные конструкции «Таким образом…», «Итак…». «Заканчивая рассуждение…».
VI. Итоги урока
Подводя итоги урока, хочется отметить, что вдумчивая, осознанная работа с текстом позволит вам справиться с выполнением задания по написанию сочинения-рассуждения. Тогда, безусловно, ваша работа будет оценена на хорошо и отлично. Благодарю всех за активную работу! (Оценивание с комментированием). Хорошего дня!
Приложение №1
Текст №1
Авария на Чернобыльской АЭС
|
Приложение №2
Задание 1. Прочитайте текст Светланы Александровны Алексиевич, всемирно известного белорусского прозаика, пишущей на русском языке, автора прозы о войне, о Чернобыле, создателя уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.
Текст 1
(1)…Мы недавно поженились. (2) Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3) Всегда вдвоём. (4) Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5) Я ещё не знала, как я его любила… (6) Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7) И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8) Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9) Их не предупредили.
(10) Вызвали на обыкновенный пожар…
(11) А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12) После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13) Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14) Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15) Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16) Звал меня постоянно. (17) Звал и звал… (18) Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19) А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20) Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21) Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22) А всё такое родное. (23) Любимое…
(24) Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25) Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26) Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27) И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28) И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29) Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
− (30) Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31) Вы же не самоубийца. (32) Возьмите себя в руки.
(33) А я как умалишённая:
− (34) Я его люблю! (35) Я его люблю!
(36) Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37) Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38) Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39) О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.
(40) Не догадывался. (41) Пускали меня медсёстры. (42) Первое время тоже уговаривали:
− (43) Ты – молодая. (44) Что ты надумала? (45) Сгорите вместе.
(46) А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47) И тогда они:
− (48) Чёрт с тобой! (49) Ты – ненормальная!
(50) А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51) Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52) На час сбегаю в гостиницу. (53) А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54) Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55) Но моя душа была крепче тела… (56) Моя любовь…
(57) Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58) О страшном…
(59) Но я вам рассказала о любви… (60) Как я любила… (61) И люблю…
(62) А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
(по С. А. Алексиевич)