Тухватуллина Лилия Валерьевна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа №3», г. Нурлат
Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2017 г.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель и задачи урока:
Цель: Расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.
Задачи:
Образовательные: дать представление о многообразии профессий.
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: – самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
– проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
– уметь соотносить профессии со сферами экономики.
-Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;
-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
-Коммуникативные УУД:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемый результаты
Предметные: узнать, что такое профессия, расширить знания о разнообразии профессий; находить взаимосвязь между трудом людей разных профессий.
Личностные:
–формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
-строить сообщения в устной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Материал: -Окружающий мир: 2 класс – учебник
-Толковый словарь С.И. Ожегова
-Книга В. Маяковского «Кем быть»
-Конверты с заданиями.
Тема: «Все профессии важны»
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
-Здравствуйте, те, кто грустит,
-Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
-Здравствуйте, те, кто молчит.
-Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
-Здравствуйте Всем!
-Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Я надеюсь, что мы интересно и с пользой поработаем на уроке.
2. Актуализация знаний.
Сегодня вы будете работать в группе. Какие правила работы вы можете предложить? (ответы детей)
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй инструкцию. Обозначить номер каждого участника.
- Не перебивать, когда говорят другие.
- Держи стол в порядке.
- Главный в группе после каждого задания убирает задания (карточки) обратно в конверт.
– Ребята, под первым номером поднимите руки, спасибо. Ребята под вторым номером поднимите руки, ребята под третьим номером, ребята под четвертым номером, молодцы.
-Ребята, отгадайте, пожалуйста, кто так говорит?
-«Кому добавки?»
-«Какой зуб вас беспокоит?»
-«Большое спасибо за покупку»
-«Вам посылка, распишитесь»
-«В мою сеть попало много рыбы»
-«Тема сегодняшнего урока «Какой бывает транспорт»
-«Присаживайтесь, как будем стричься?»
3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
-Что общего у слов, которые вы называли?
-Что объединяет их? Как можно назвать одним словом?
-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
-Тема нашего урока: «Все профессии важны» (слайд2)
– Что бы вы хотели узнать на уроке?(слайд3)
• узнать, что такое профессия;
• расширить знания о разнообразии профессий;
• находить взаимосвязь между трудом людей разных профессий.
Чтобы достичь нам наших целей, нам необходимо выполнить на уроке ряд практических
задач, которые находятся в конвертах.
– Что же такое профессия?
-Выберите слова, которые подходят к этому слову (работа, труд, коробка, дело, занятие, диван.)
(Работа у доски)
-Вот что говорится об этом в словаре Сергея Ивановича Ожегова: Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность. (слайд 4)
-Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем).
-Какие профессии у ваших родителей? Кем работают они?
– Вывод: Каждая профессия нужна, каждая профессия важна.
Игра «Узнай профессию».
-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Возьмите конверт №1, достали карточки. По опорным
словам отгадайте профессию, напишите это слово.
1 команда:
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.(летчик)
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.(парикмахер)
Провода, столбы, выключатель.(электрик)
2 команда
Карточка 2.
Книги, полки, выставка книг.(библиотекарь)
Кастрюля, борщ, вилка. (повар)
Улей, пасека, мед (пчеловод)
Карточка 3.
Ценник, весы, прилавок (продавец)
Кирпич, цемент, шпатель (строитель)
Указка, учебник, глобус (учитель)
(Дети работают самостоятельно.)
– Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
– А теперь проверим правильность написания профессий. (слайды 5,6,7)
На доске появляются изображения профессий и слова: Летчик, парикмахер, электрик
Библиотекарь, повар, пчеловод
Продавец, строитель, учитель.
-Молодцы, отлично справились с заданием.
-А теперь встали все, отдохнем.
Физкультминутка (Сейчас я приму роль фитнес-тренера и проведу зарядку).
4. Открытие новых знаний.
-Ребята, вы знаете, сколько профессий существует?
-Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 50 тысяч профессий. ( 50000 это много или мало?). Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются. Раньше в старину были такие профессии, как пахарь, коробейник, плевальщик . (слайд 8,9,10) Сейчас таких профессий нет. А вот есть новые профессии, которые могут появиться в будущем. Каждый год появляются более 500 новых профессий.
-Откройте конверт №3, возьмите каждый себе по листочку, прочитайте внимательно названия профессий. Если вы знакомы с данной профессией, поставьте знак «+», если слышите впервые-знак «?» (слайд 11)
-С какой профессией вы не знакомы? У нас возникла проблема.
-Кто такой космобиолог? Чем он занимается? В конверте №4 имеется пазл. Собрав его, вы узнаете, кто такой космобиолог.
-Кто готов? Что у вас получилось?
-А теперь посмотрим на экран. Кто же такой космобиолог? (Космобиолог — профессия будущего, исследует поведение разных биологических систем (от вирусов до животного и человека) в условиях космоса. (слайд 12).
Кроме профессии будущего, существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете. (слайд 13,14,15)
1. В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит пингвинов на лапы.
2. В одной из стран в штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.
3. Самая экзотическая профессия существует в одной из стран хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который измеряет отверстия дырки в бублике. Они должны быть одинакового размера.
5.Первичное закрепление.
А теперь посмотрите на экран (Перспективные профессии) Какой вывод можно сделать?
6. Самостоятельная работа.
Игра «Собери солнышко»
–Ребята, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии, вы узнаете, если выполните следующее задание.
-Возьмите конверт №4. Подберите профессиональные качества, которые необходимы вашей профессии. Приклейте лучики к вашему солнышку.
Команда 1
Врач (ответственность, отличная память, хорошее зрение и слух, быстрота реакции, терпеливость, быстрота реакции)
Команда 2
Учитель (трудолюбие, любовь к детям, справедливость, ответственность, дисциплинированность)
Команда 3
Полицейский (ответственность, физическая сила и выносливость, внимательность, уверенность в себе, дисциплинированноть, уважение к закону)
-Один представитель из команды выходит к доске и зачитывает, какие качества необходимы данной профессии).
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Посмотрите на доску. Чем занимаются люди данной профессии? Какую работу они выполняют?
-Распределите слова. (Врач-лечит, учитель-учит, полицейский –защищает, охраняет).
-Куда можно определить это слово? Почему?
-Вывод: Многие профессии между собой взаимосвязаны, каждая профессия важна.
8.Рефлексия деятельности.
-Ребята, сегодня мы выяснили, что все профессии важны, все профессии нужны!
-Подтвердите это выражение выводом на стр.127 учебника.
–О чем мы говорили на уроке?
– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
– Узнали, что такое профессия?
-Расширили знания о разнообразии профессий?
-Находили взаимосвязь между трудом людей разных профессий?
-Мы сегодня много говорили о профессиях. Очень важно, чтобы каждый выбрал дело по душе.
– Люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится, когда падает на небе звезда. Я приготовила для вас звездочки, чтобы вы на них написали свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем. Напишите с одной стороны свое имя, а с другой- профессию. Это ваша мечта. Я сохраню ващи звездочки до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
– А сейчас прикрепите свои звездочки на доску.
-Много в мире профессий разных,
Какую выбрать – не узнаешь сразу.
В жизни всё сгодится,
Стоит только хорошо учиться.
-Кто хочет узнать о многих других профессиях, есть замечательное стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть?» Это стихотворение о профессиях. Автор показывает, что выбор профессии ‒ дело очень важное, но трудное, но каждая профессия хороша по-своему.
-Что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?
8. Домашнее задание. 1)В рабочей тетради выполнить проект «Профессии» на стр.82-83.
2) Составить кроссворд на тему «Мир профессий»
9. Оценивание. – Ребята, вы сегодня молодцы! Отлично поработали. За работу вы получите звездочки, на ней ваша оценка за урок. На другой стороне звездочки оцените сами свою работу на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен!