Широкова Ирина Борисовна
учитель физики
МБОУ «Школа № 135 г.Казани»
За годы моей школьной практики много раз менялись методические подходы в процессе академической деятельности школ, обозначенные Министерством образования Российской Федерации и обусловленные вызовами меняющегося со временем общества. Но как законы природы – законы физики не меняются с течением времени, так и значимость интеллектуального, всесторонне развитого и воспитанного школьника на выпускном этапе образовательного процесса в школе не меняется с течением времени.
При изучении физики необходим многогранный подход. Для понимания теоретических основ физических явлений и решения качественных задач необходимы читательская грамотность и умение правильно оценивать условие задач, считывать информацию с графиков и рисунков. Для умения решать количественные задачи необходима математическая грамотность и креативное мышление. Для практико – прикладного и технического понимания предмета необходима естественно – научная грамотность и глобальные компетенции. Но при этом во все времена остается актуальным вопрос мотивации обучающихся к учебной деятельности через различные формы урочной и внеурочной деятельности. И в контексте обозначенных целей для успешного изучения физики самое первое, что необходимо показать ученикам, это связь предмета с нашей жизнью. На своих уроках всегда повторяю: «Ребята, всё, что мы обсуждаем и изучаем с вами на уроке, обязательно встречается в природе, технике и наших бытовых условиях». К примеру,
Тема «Сообщающиеся сосуды» |
||
Природа |
Техника |
Быт человека |
Моря и океаны, соединенные проливами |
Шлюзы |
Радиатор центрального отопления |
Тема «Электризация тел» |
||
Природа |
Техника |
Быт человека |
Молния |
Копировальная техника Лазерные принтеры |
Расчесывание волос |
Тема «Электромагнитная индукция» |
||
Природа |
Техника |
Быт человека |
? |
||
? |
Генераторы Трансформаторы |
Индукционные плиты |
Когда я прихожу на уроки к семиклассникам, которые впервые знакомятся с учебным предметом «Физика», моя главная цель заинтересовать ребят предметом и максимально пробудить их природное чувство любопытства. Я пытаюсь донести до своих учеников, что ученые отличаются от нас, в первую очередь, умением задавать вопросы и только потом, умением отвечать на эти вопросы. Много людей видели, как падают яблоки, и только один человек задался вопросом, почему яблоки падают? Это был один из величайших физиков Исаак Ньютон. Поэтому на первоначальном этапе изучения физики я стараюсь научить ребят задавать вопросы. Чем больше вопросов у учеников, тем больше эффективность их учебного процесса и познания природы. Ведь при поиске ответа на вопрос ясно прослеживаются нужные взаимосвязи с другими учебными предметами и процессами, происходящими в окружающем мире. Например,
Почему ртуть, в отличие от других жидкостей, не растекается бесформенным пятном, а раскатывается шариками? |
При ответе на вопрос о «растекающейся» ртути, ученику необходимы знания о молекулах, особенностях молекулярного строения и силах молекулярного притяжения различных веществ. При этом обязательно обсуждение правил техники безопасности при работе с приборами, содержащими ртуть.
Почему на Земле нет гор, скажем, в 10 раз выше Эвереста? |
При формулировке ответа на вопрос о земных горах ученику необходимы знания о силе земной гравитации и давлении твердых тел, прочности материала горных пород.
Почему для зебры необходимы белые полоски? Почему зебра полосатая, ведь зебре не так уж просто прятаться в своей полосатой «пижаме»? |
Для ответа на этот вопрос ученикам нужны не только знания из физики о разной степени отражения и поглощения тепла поверхностями разных цветов, но и знать, что благодаря такому наряду слепни и мухи цеце меньше беспокоят зебру.
Почему КПД тепловых двигателей 40%? |
Какие альтернативные виды двигателей имеют больший КПД? Как работа различных видов двигателей отражается на экологическом состоянии окружающей среды? Какие двигатели энергоэкономичны?
Почему при беге человек развивает большую мощность, чем при ходьбе? |
|
Обратите внимание на рисунок!!! Почему по-разному выделены группы мышц у бегущего человека и идущего человека?
Почему звуковые волны распространяются с разными скоростями в различных средах? Почему звуки не распространяются в вакууме? |
Почему человек слышит свой голос не так как окружающие его люди? Как звуки влияют на здоровье человека? Какую опасность представляет шумовое загрязнение для человека? Это те немногие вопросы, которые можно рассмотреть при обсуждении вопроса о звуках с целью формирования естественно – научной грамотности обучающихся. И безусловно такой подход стимулирует учебную деятельность учеников и повышает их мотивацию при изучении физики.
Для структурирования физических терминов, новых для учеников, предусмотрена системная работа с «Физическим словарем». В течение года обучающиеся ведут физический словарь, записывая определения новых предметных терминов. В конце учебного года выполняется проверочная работа «Физический словарный диктант», в ходе которой ребятам предлагается записать пять определений из физического словаря. В этой форме работы некоторые ученики рассматривают точную физическую суть того или иного понятия и явления, что помогает им разобраться в новой теме, а это, в свою очередь, повышает уровень знаний и уровень мотивации к изучению предмета.
Как уже отметили, знания и умения, необходимые для успешного освоения курса физики, неотъемлемо связаны с математической грамотностью обучающихся на каждом этапе школьного образования. Основным элементом успешности ученика на данном этапе изучения физики является повторение математических основ при решении физических задач. Чем больше различных задач будут решаться, тем выше будет уровень математической грамотности у обучающихся:
• Решение графических задач (диаграммы, таблицы);
• Решение расчетных задач;
• Решение задач через развитие умения работать с формулами (вывод формул для расчета физических величин на основе формул площади геометрических фигур из математики);
• Решение экспериментальных задач.
Примеры графических и расчетных задач по физике на развитие математической грамотности обучающихся:
С целью развития личностных интересов обучающихся проводится индивидуальная работа, которая заключается в подготовке и участии учеников в олимпиадах, конкурсах, подготовке сообщений или докладов. У учеников увеличивается мотивация к изучению предмета, когда они получают дипломы участников, лауреатов, призёров и победителей олимпиад и конкурсов. Поэтому неотъемлемой частью процесса активного изучения физики является участие в предметных олимпиадах, конференциях и викторинах. Также организуется проектная деятельность. Каждый год ученики 7 – 11 классов выбирают актуальные для них темы, связанные с более глубоким познанием физических процессов как в земных условиях, так в безграничных просторах Вселенной. Многие проектные работы ребята затем представляют на научно – практических конференциях различных уровней.
При таком учительском подходе ученики становятся более активными, внимательными и понимающими физические процессы. Конечно, каждый учитель сам выбирает способы повышения мотивации. В моей педагогической работе мне помогают и метод «Связь предмета с нашей жизнью», и методика вопросов, и методика работы с Физическим словарем, и методика решения качественных, количественных и экспериментальных физических задач, и вовлечение учеников в Олимпиадное движение и в проектную деятельность.
Любой способ, подобранный учителем с учетом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей обучающихся, который приводит к успехам в учебе наших учеников, к заинтересованности учеников к предмету, является способом повышения мотивации учения. И помогает достичь высоких результатов с перспективой использования «багажа физических знаний» в своей дальнейшей жизни, независимо от выбора профессиональной направленности!