Шарафутдинова Светлана Евгеньевна
учитель химии
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза М.С. Фомина г. Менделеевска» ММР РТ, г. Менделеевск
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей.
Успешность работы с такими детьми во многом зависит от того как организована работа с ними. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит способствовать формированию у них гибкости ума, внимания, памяти, активизировать работоспособность и познавательную деятельность обучающихся. В своей педагогической деятельности, работая со способными и одарёнными детьми, обычно придерживаюсь следующей системы, которая включает три основных аспекта: выявление данной категории детей, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Выявление талантливых детей протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе стараюсь привить любовь к своему предмету, учитывая индивидуальные способности и интересы обучающихся. Наиболее часто на уроках использую элементы исследовательской деятельности. Введение в педагогические технологии данной деятельности позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. В ходе работы над проектом развиваются познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.
Выполнение индивидуальных проектов осуществляется в рамках внеурочной деятельности. В нашей практике обучающимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например, «Содержание ионов тяжелых металлов в снежном покрове города Менделеевска», «Мы и жевательная резинка», «Пищевые добавки: за и против», «Исследование качества питьевой воды города Менделеевска», «Развитие химической промышленности на Каме», «Исследование качества лекарственной продукции», «Косметика – красота или здоровье?» и другие. Защита индивидуальных проектов осуществляется в ходе научно – практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной конференции и занимают призовые места, выступают со своими проектами на районной экологической конференции, принимают участие в республиканских, всероссийских конференциях, где так же становятся лауреатами. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, играх, предметных олимпиадах. Несколько лет подряд принимали участие в Открытом Чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) по стандартам «JuniorSkills» в компетенции «Лабораторный химический анализ» и являемся победителями. В 2017 году представляли сборную Республики Татарстан на III Национальном чемпионате JuniorSkills в рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в г. Краснодаре и стал обладателем серебряной медали. В 2018 году стали победителями в Региональном чемпионате Junior Masters Республики Татарстан в возрастной категории 14+ в компетенции «Лабораторный химический анализ», в 2019-2024 годах стали победителями в Республиканском химико-биологическом хакатоне «Формула жизни» в г. Нижнекамск.
В рамках поддержки одарённых детей стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному: отбираю материалы прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. По результатам школьного этапа олимпиады определяются участники муниципального этапа. На этом этапе работы мною активно применяются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися, которые направлены на теоретическую подготовку обучающихся, выявление пробелов в знаниях, отработку практических умений и навыков в химической лаборатории. При этом неоценима помощь Интернет-ресурсов. С помощью Интернета стал возможен доступ к образовательным ресурсам различных олимпиад, а также к олимпиадным заданиям регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников. Большую роль при подготовке ребят к олимпиадам играют профильные смены в лагерях химического направления, учебно-тренировочные сборы, куда стараюсь обязательно отправлять детей. Использование указанных форм работы привело к высоким результатам моих учеников на олимпиадах по химии на различных уровнях. В 2016 году три воспитанника стали лауреатами Всероссийской олимпиады «Занимательная химия» Российского конкурса «Познание и творчество» в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по химии на муниципальном уровне, призерами регионального этапа, призерами Поволжской межрегиональной олимпиады «Будущее большой химии», межрегиональной предметной олимпиады КФУ. С 2017 года воспитанники являются призерами республиканской олимпиады «Путь к Олимпу». В этом году впервые приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников «Потомки Менделеева».
В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать. Достижения учащихся – высшая награда, как для самого ученика, так и для педагога. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости.
Список использованных источников:
1. Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. – М.: Сентябрь, 2001.
2. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продук-тивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.