Мироновская Татьяна Викторовна
Мироновский Константин Михайлович
учитель математики,
учитель математики и информатики
МБОУ «Гимназия №7
имени Героя России А.В.Козина»
г. Казань, Республики Татарстан
Формирование математической грамотности является одной из ключевых задач обучения математике и информатике в школе. Математическая грамотность предполагает не только знание математических фактов и правил, но и умение применять эти знания для решения практических задач, а также развитие мышления и способности к логическому анализу. Одним из важных аспектов формирования математической грамотности является конструирование геометрических фигур и их построение с помощью программирования. Этот процесс позволяет ученикам не только закрепить теоретические знания по геометрии, но и развить практические навыки, необходимые для решения задач в этой области.
Конструирование геометрических фигур подразумевает не только создание рисунка и пространственной модели с помощью циркуля и линейки, но и других геометрических материалов. Этот процесс помогает ученикам понять свойства геометрических фигур, а также закрепить навыки работы с инструментами. Кроме того, конструирование геометрических фигур способствует развитию пространственного воображения и логического мышления. Решению этих задач способствует проект, который включает: методические рекомендации, сопровождающие их презентации , раздаточный материал для учащихся.
Основной задачей проекта является развитие и обогащение наглядно-образного мышления учащихся, что обеспечивает подготовку к изучению систематического курса геометрии в 7-11 классах. Проект предполагает изучение плоских фигур, основанное на предметной деятельности учащихся. Учебно-методический проект «Геометрический конструктор» содержит 8 занятий и рассчитан на учащихся 5-6 классов. Может быть использован в качестве дополнения к курсу наглядной геометрии по любому действующему учебнику или на кружковых занятиях как самостоятельный комплекс. Каждое занятие имеет определенную структуру:
1) Изготовлению квадрата, разрезание его на определенные части.
2) Описание его частей (геометрических фигур, из которых он состоит)
3) Моделирование из его частей основных геометрических фигур
4) Моделирование авторских фигур из частей квадрата
Первое занятие содержит исторические сведения. Последнее занятие проводится в форме геометрического турнира, что дает возможность в творческой форме закрепить умение конструировать геометрические фигуры. Занятия проводятся в форме практической работы учащихся с элементами исследования.
Программирование является еще одним важным инструментом, который может быть использован для построения геометрических фигур. С помощью программирования ученики могут создавать алгоритмы, которые позволяют построить геометрические фигуры с заданными свойствами. Этот процесс способствует развитию алгоритмического мышления и навыков программирования, а также помогает ученикам лучше понять геометрические концепции. Например, ученики могут использовать программирование для построения треугольников, кругов, прямоугольников и других геометрических фигур. Они могут использовать команды для рисования линий и дуг, а также изменять цвет и толщину линий. Кроме того, ученики могут использовать переменные для хранения координат точек и других параметров геометрических фигур, а также циклы и условные операторы для создания более сложных алгоритмов.
Программированию в школьной программе уделяется весомое количество времени, что так же отражается в большом количестве заданий в ЕГЭ, связанных с навыками анализировать задачу, строить логические и математические модели решения и реализовывать на каком-либо языке программирования. И у учителя встаёт вопрос о выборе языка программирования. Для оптимального обучения необходимо, чтобы нужные знания на данный момент находились в одном доступном месте, иначе добавляются барьеры для изучения нового или повторения старого. Этот вопрос обучения может решить какой-либо из многочисленных интернет-ресурсов, но нюанс их использования заключается в излишней обширности знаний, или их недостаток, так как рассчитаны уже на опытного пользователя и других особенностей использования. Имеющиеся учебники содержат необходимый материал, который не всегда и не всем ученикам бывает понятен, в силу разного уровня подготовки и мотивации. Следовательно, учебника не всегда бывает достаточно для понимания темы. Поэтому мною разработано пособие, которое будет отвечать запросам школьников и соответствовать школьной программе: теоретический материал, понятные способы решения, подробные примеры задач для заданных образовательной программой целей.
Разработанное пособие «Программирование на Python для уроков информатики и не только» состоит из 9 разделов. Для того, чтобы учебно-методическое пособие было максимально эффективным, был учтен ряд ключевых факторов. Во-первых, оно адаптировано к уровню подготовки школьников (даже слабоподготовленных и маломотивированных), чтобы они могли легко усваивать новый материал и не затрудняться в понимании сложных концепций, что создает ситуацию успеха. Во-вторых, пособие насыщено практическими заданиями и упражнениями, которые помогут школьникам закрепить полученные знания и навыки. В-третьих, пособие построено на принципах последовательного и логического изложения материала, чтобы школьники могли постепенно наращивать свой уровень подготовки и не теряться при изучении новых тем. Кроме того, пособие содержит не только теоретический материал, но и практические рекомендации по решению типичных заданий, предупреждая возникновение ошибок и проблем, с которыми могут столкнуться школьники при изучении программирования. Это позволит им более эффективно преодолевать трудности и совершенствовать свои навыки.
При этом важно отметить, что построение геометрических фигур с помощью программирования не должно заменять конструирование геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Эти два подхода дополняют друг друга и позволяют ученикам получить более полное представление о геометрии и ее применении. Таким образом, формирование математической грамотности на уроках математики и информатики является важной задачей, которая требует использования различных подходов и инструментов. Конструирование геометрических фигур и их построение с помощью программирования являются важными аспектами этого процесса, которые способствуют развитию практических навыков и логического мышления учеников.