Жилина Евгения Юрьевна
Жилина Юлия Юрьевна
Яруллина Гузель Фаилевна
учителя начальных классов
МБОУ лицей №2
г. Бугульма, Республики Татарстан
Класс: 3 – 4 класс
Цель: формирование практического опыта детей для решения элементарных вопросов в сфере умения рационально тратить деньги
Задачи: 1. Формировать представления о видах и причинах финансовых ошибок.
2. Рассмотреть на практике ситуации финансового общения.
3. Создать условия для приобретения детьми опыта решения финансовых ситуаций, связанных с ошибками и невыгодным приобретением товаров.
3. Воспитывать чувства самостоятельности, ответственности за принятие решений в сфере личных финансов.
Планируемые результаты:
Личностные: – овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
– развитие самостоятельности;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
– формирование чувства ответственности за принятие решений в сфере личных финансов.
Метапредметные:
Регулятивные: -умение работать в группе,
– умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
– составлять план действия по решению проблемы;
Познавательные: – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: – организовывать учебное сотрудничество; принимать другие позиции;
– выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Оборудование и материалы:
Компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение «SmartNotebook»
Карточки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А3, клей
Приложение: интерактивные задания, разработанные средствами программного обеспечения «SmartNotebook» ( Презентацию можно найти здесь:
Формы работы: групповая, работа в парах
Технологии: интерактивные, кейс-технология.
Ключевые слова: покупка, выгода, финансовая ошибка, товар
Ход занятия:
- Мотивационный этап
Сценка «Рекламный торговец»
– Ребята, сегодня я не учитель, а продавец. Я хочу предложить вам чудо техники! Новый современный гаджет с уникальными функциями! Новейшая разработка!!!
– Только сегодня вы можете приобрести его по рекламной цене 5 тыс. рублей вместо 15000! Скидка составляет 70 процентов. Только сегодня! Завтра цена будет выше! Поторопитесь.
– Есть желающие купить? (Дети слушают рекламное объявление, совершают покупку.)
2. Постановка проблемы – Поздравляю с покупкой.
– Как вы считаете, ….. совершил (а) выгодное приобретение? Почему?
– Давайте ещё раз чётко определим, когда мы можем считать свою покупку выгодной. (Дети высказывают мнения о том, какие приобретения можно считать выгодными
Дети выполняют интерактивное задание ( выбирают критерии выгодной покупки, перетаскиваю текст в прямоугольник для проверки))
3. Определение темы
– ….., ты по-прежнему доволен(а) своей покупкой?
– Давай я помогу тебе разобраться, действительно ли ты совершил(а) выгодную покупку?
– Я буду задавать вопросы, а ты ответишь да или нет:
1) проверил перед покупкой?
2) обнаружил новые функции?
3 ) качественный материал?
4) тебе действительно нужен это товар?
5) часто будешь его использовать?
6) он стоит заплаченных денег?
(Ученик выполняет интерактивное задание под руководством учителя ( выбирает слово «Да» или «Нет», нажимает на фишку со словом, открывает буквы)
-Какое слово сложилось из твоих ответов? ( ОШИБКА)
– Сегодня ……совершил(а) невыгодную покупку, а значит, потеряла деньги, то есть допустила финансовую ошибку.
– Сегодня нам нужно разобраться, что же такое финансовые ошибки, каковы причины их возникновения, а также выяснить, как можно избежать финансовых ошибок.
4. Формулирование знаний по новой теме
– У каждого из вас есть белая карточка с описанием ситуации ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) .
– Прочитайте ситуацию, подумайте, что в ней описано: финансово грамотное поведение или финансовая ошибка.
– Займите в классе место в соответствии со своим решением.
(Дети анализируют содержание карточки.
Дети занимают место в классе в группе «Выгодно» или «Финансовая ошибка»)
– Прочитайте ситуации, описывающие финансово грамотное поведение.
– Прочитайте ситуации, описывающие финансовые ошибки.
– А теперь давайте определим причины возникновения финансовых ошибок в данных ситуациях:
– Образуйте пару «плечо к плечу» , возьмите конверт ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
– В конверте карточки с описанием различных финансовых ошибок и их причин.
– Установите соответствие: ситуация – причина.
– Зачитайте результаты работы. (Дети читают полученные пары)
5. Формирование стратегии профилактики финансовых ошибок:
– Как же уберечь себя от таких необдуманных невыгодных покупок?
– Давайте попробуем составить памятки для предотвращения финансовых ошибок.
– У каждой группы есть основа для памятки (лист А3) .
– Перед каждым из вас – две цветные карточки с описанием действий при покупке. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) .
– План работы:
– Прочитайте информацию на двух карточках.
– Группы №1, 3 : Вы составите памятку « Опасно для финансов». Выберите те карточки, которые содержат описание финансово НЕвыгодного поведения и приведут к ошибкам.
– Группы №2, 4 : Вы составите памятку« Трать разумно». Выберите те карточки, которые содержат описание финансово выгодного поведения и приведут к выгодной покупке.
– Обсудите выбор группе.
– Совместно приклейте нужные карточки на лист, чтобы получилась памятка.
6. Проверка по эталону.
– Закрепите свою памятку на доску.
– Сверим полученные памятки с эталоном (так как все действия записаны на карточках определённого цвета, нужно сравнить только цвет полосок)
7. Итог.
– Какие выводы сделаете после сегодняшнего занятия?
– Чему научились ? Что запомнилось?
– Насколько это занятие было полезным? Положите в наш «кошелёк»
– монету «пять рублей», если считаете, что научились избегать финансовых ошибок
– монету « два рубля», если остались вопросы, сомнения, недопонимание
– монету «один рубль», если совсем непонятно, что такое финансовые ошибки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание ситуаций с различными типами финансового поведения ( белая карточка).
Петя и Витя с родителями пришли в «Макдональдс». Родители купили Вите игрушку. У Пети уже была похожая, и он с ней почти не играл. Но раз Вите купил и, то и Петя захотел такую же. Он долго капризничал, и родители всё-таки тоже купили ему игрушку. |
Перед представлением в цирке продавали светящиеся браслеты. Оля уже покупала такой в прошлый раз, но он быстро потерялся, и Оля решила купить новый. |
|
Надя и Мила пошли за мороженым. Надя любит пломбир, а Мила – эскимо. Надя сказала: – Купи лучше пломбир, он вкуснее. Зачем тебе это эскимо? И Мила тоже купила пломбир. |
Марина давно копила деньги на фигурные коньки. Когда она пришла в магазин, продавец сказал, что они очень дорогие, а вот на хоккейные коньки сегодня большая скидка. И Марина купила хоккейные коньки вместо фигурных. |
|
Ребятам предложили пойти в цирк. Билет на вечернее представление стоил 5оо руб. на каждого члена семьи. Но если пойти на дневное представление всем классом, билет будет стоить 350 руб. Рита решила пойти с классом. |
В доме Миши есть магазин. Там мороженое стоит 45 руб. А через дорогу, подальше, в другом магазине это же мороженое стоит 35 руб. Миша ходит за мороженым через дорогу. Хоть и дальше, но дешевле. |
|
В магазине тетрадь стоят 12 руб. А на сайте можно заказать за 9 руб. Игорь решил, что будет заказывать тетради на сайте. |
Маша с Олегом каждый день по покупают пирожку. Олег сдачу тратит на жвачку, а Маша складывает в копилку. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Установи соответствие « Причины возникновения финансовых ошибок» (конверт) |
||
Костя с сестрёнкой Милой пришли в цирк. В фойе стоял забавный клоун, Он скручивал из шариков игрушки и тут же продавал их. Костя и сам умел делать такие игрушки, но клоун так увлекательно шутил и уговаивал!!! Сестрёнка Мила так просила собачку, что Костя не удержался и купил её. |
Поддался эмоциям |
|
Семён шёл мимо магазина электроники. У входа стоял рекламный агент в костюме слона и зажигательно рекламировал новый телефон с уникальным сенсорным экраном. Семён решил, что ему действительно нужен новый телефон и купил его, хотя его старый телефон работал ещё очень хорошо. |
Поддался навязчивой рекламе |
|
Папа решил купить кроссовки для бега. В магазине были представлены кроссовки разных брендов. Мише очень понравились кроссовки фирмы «Адидас», и на основе отзывов эти кроссовки получили оценку «самые качественные». Но они были на 500 руб дороже, и папа купил другие, более дешёвые. |
Выбирал по цене, а не по качеству |
|
Катя давно мечтала о наушниках. Её сестра Мила решила сделать сюрприз и заказала наушники в интернет-магазине за 1200 руб. Уже после дня рождения они с сестрой зашли в магазин электроники и увидели там точно такие же наушники за 1000 руб. |
Не сравнил с другими продавцами (может, можно было купить дешевле) |
|
Бабушка Даниила пришла в магазин за молоком. Она увидела, что молоко стоит на целых 7 рублей дешевле, чем обычно. Бабушка обрадовалась и взяла сразу три пакета, хотя жила одна и ей было достаточно одного пакета. Через день молоко прокисло. |
Поддался на маркетинговый ход супермаркета |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Не торопись покупать товар, поддавшись эмоциям. Лучше отложи покупку на день, подумай, тебе действительно нужна эта вещь? |
Когда идёшь в магазин, составляй список покупок и старайся от него не отвлекаться. Так ты не купишь ничего лишнего и не потратишь деньги зря. |
Выбирай товар по качеству, а не по цене. При этом не стоит покупать ни самый дорогой товар, ни самый дешёвый. Выбери качественный товар по разумной цене. |
Перед покупкой изучи все предложения – есть ли подобные товары в других магазинах и по каким ценам. Возможно, этот же товар можно купить дешевле в другом магазине. |
Если на товар объявлена акция, всё равно изучи цены на все подобные товары. Часто акция – всего лишь обманная уловка. |
Если обещают огромную скидку, проверь качество товара. Часто так стараются распродать устаревший или некачественный товар. |
Не покупай не нужный тебе товар только потому, что продавец уговаривает тебя. Не стесняйся сказать «нет». |
Не покупай не нужный тебе товар, даже если он красочно описан в рекламе и эта модная вещь есть у всех. ТЕБЕ эта вещь нужна? |
Если предлагают хорошую цену, покупай сразу же, не думай долго. Вдруг кто-то другой купит, и тебе не хватит. Или цены повысят. |
Когда идёшь в магазин, старайся покупать все товары, которые в этот день продаются со скидками. |
Покупай самый дешёвый товар. Зачем переплачивать, когда можно сэкономить? |
Покупай товар в ближайшем магазине. Что толку ходить по магазинам? Цены везде одинаковые. |
Если не товар объявлена акция, сразу покупай и не раздумывай! Раз акция – значит, дёшево! |
Если обещают огромную скидку, не тяни с покупкой! Вдруг завтра скидок уже не будет?! |
Если продавец разрекламировал тебе товар и уговаривает купить, нужно покупать. Ведь на тебя потратили время. Стыдно отказывать. |
Если продавец рекламирует товар и уговаривает купить, смело покупай. Продавец лучше знает, что сейчас модно. |