Хакимова Ания Гаптелфартовна
учитель английского языка
МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – Алабуга», ЕМР
г. Елабуга, Республики Татарстан
Мне хотелось бы поделиться своим небольшим опытом ведения предмета география по технологии CLIL. В 2021 году я успешно прошла профессиональную переподготовку на учителя географии и вот уже почти 2 год веду этот предмет по технологии СLIL. Уроки географии я веду в 5-х, 6-х и 7-х классах. Методика предметно – языкового интегрированного обучения считается одной из наиболее перспективных методик обучения, при помощи которого формируются и развиваются общеобразовательные знания и умения. CLIL не является новой формой изучения иностранного языка или предмета – это инновационная технология, сочетающая в себе множество методик.
Мне бы хотелось познакомить вас с учебником. В начале учебного года каждый ребенок получает 2 учебника – один из них на русском, а второй на английском языке. Что касается учебников, страницы тем в учебниках на русском языке и на английском языке полностью соответствуют (показываю учебники). Также термины тоже дублируются на обоих языках, термины, географические названия выделены черным шрифтом, для того, чтобы ребенок сразу увидел.
У каждого ученика есть свой атлас и контурная карта. В учебниках 5-ого и 6-ого класса в конце есть эта физическая карта, в учебнике 7-ого класса – добавляются уже политическая карта мира.
В начале учебного года в 5 классе мы заводим словари. То есть дети пишут названия географических объектов: материков, частей света, названия стран, морей, океанов, рек на английском и на русском языках. Дети учат и правописание и произношение. На следующем этот вокабуляр обязательно проверяется: это может быть письменный диктант, или выборочно устно проверяю – фронтальный контроль. Контурные карты с 6 класса ведем на английском языке: подписываем названия географических объектов на английском языке.
Объем английского языка ввожу постепенно. В начале 5 класса это слова, фразы, которые настраивают детей на урок, так как нужно учесть, что дети пришли с младшего блока. Такие как how are you, how is you mood, what is the weather like today, к концу 1 месяца начинаю тихонько вводить названия материков, частей света, имена путешественников на английском языке. Очень важно когда ты вводишь новый для детей вокабуляр, обязательно нужно с детьми отработать и правописание и произношение и на след уроке проверить.Вводя новый вокабуляр не забывать о пройденных словах и фразах, обязательно возвращаться и повторять. В 6-7 классах объем англ языка становится больше, и детям становятся легче: они уже понимают, как будет построена работа на уроке, что ожидать от учителя, к чему быть готовым, и самое главное для них совершенно нормально, что урок проходит с элементами англ языка.
Имея небольшой опыт работы по методике CLIL, я для себя выделила плюсы и минусы ведения предмета по этой технологии.
Начнем с преимуществ:
1.Повышения мотивации к изучению иностранных языков и предмета в том числе. Действительно у детей появляется интерес к англ языку.
2. У детей расширяется вокабуляр. Если в 5-6 -ом классе дети стеснялись или были зажаты, то 7 классе дети не стесняются, они не боятся делать ошибки, а именно говорят и развивают навыки общения в привычных для них условиях. Таким образом, у них улучшаются языковые компетенции и навыки устной речи.
3. Дети становятся более внимательными, так как им нужно слушать учителя, одноклассника, становятся более креативными, например, при выполнении проектных работ они уже ищут информацию не только на русском, но и на английском языке, то есть для них открыто большее количество информации, дети учатся фильтровать и отбивать информацию, исключать ненужную, что в дальнейшем им понадобится при выполнении индивидульного проекта в старших классах.
4. Базовая подготовка к изучению предметов в дальнейшем на англ.языке и более глубокое понимание языка.
Но я для себя отметила и минусы:
1.Разный уровень владения языком у учащихся. ( в одном классе могут сидеть учащиеся с разным уровнем). Если 1 ребенок понимает термин, а другой может не понят, в этом случае приходится дублировать информацию еще и на русском языке обязательно. Важно, чтобы в конце урока каждый ребенок понял пройденную тему, правильно произносил названия тех или иных географических объектов.
2. Подготовка к урокам занимает большое количество времени. В прошлом году, чтобы подготовиться к уроку, мне нужно было 1.5 часа: изучить тему на русском, на англ, выписать термины, которые буду вводить, словарные слова, также нельзя забыть работу с картой, с атласам и контурной картой.
3. Необходимо дать большой объем изучаемой информации за ограниченное время- 45 минут. За 45 мин нужно тему пройти, с вокабуляром, провести опрос устный, письм работу небольшую, поработать с контурной картой, объяснить дом работу. Действительно объем работы очень большой и необходимо правильно распределить время на уроке.
4. Нужно учитывать, за счет введения англ языка, страдает сам предмет, на предмет времени остается меньше, те же самые ВПР, ОГЭ. Дети, которые изучают мой предмет по методике CLIL наравне с остальными сдают и ВПР и ОГЭ.