Матяшина Анастасия Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей
«Здоровое поколение»
с. Усады, Лаишевский р-он.
Республика Татарстан
«Поэзия, как и любое творчество, является одной из главных основ гуманитарной сферы познания. Oна передает человеческие знания и ценности с помощью чувств, эмоций и воображения и, таким образом, всецело формирует душу человека» (Танелла Бони).
Стихи справедливо считаются вершиной словесного творчества. Их мелодичность, напевность, прекрасно воспринимают дети любого возраста. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным обучающим моментом.
5 причин, почему нужно учить поэзию с детьми?
- Тренировка памяти
- Формирование словарного запаса
- Формирование фонематического слуха
- Эмоциональное и психическое развитие ребенка
Про клиповое мышление
Нынешние школьники – представители поколения Z, которому свойственно клиповое сознание. Мобильность, высокий темп развития технологий, бесконечный поток разной информации – всё это приводит к тому, что у детей снижается познавательная активность, ухудшается память, теряется сосредоточенность. Главное достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенности – предпочтение не текстовой, образной информации.
Нам, педагогам, в сложившейся ситуации стоит найти положительные стороны клипового мышления и использовать их в своей профессиональной деятельности. Так, на уроках литературного чтения в начальной школе для лучшего погружения в поэзию, при знакомстве со стихотворениями надо придерживаться правила «Трех П»: прочитать, понять, представить.
Прежде всего, нужно познакомиться с текстом. Далее – обсудить прочитанное. Убедиться, что ребятам понятен смысл произведения, понятны все слова. И последний этап – визуализация. На данном этапе мы можем предложить ребятам один из приемов мнемотехники – ассоциации, то есть создание образа, в нашем случае картинок на основе прочитанного текста. Иными словами, мы предлагаем детям представить себя в роли иллюстраторов и нарисовать стихотворение. Четверостишие за четверостишием. Здесь вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. Причем, количество рисунков будет у всех индивидуально, все зависит от того насколько школьники смогли умело закодировать информацию. Одни ученики будут рисовать иллюстрации к каждой строчке стихотворения, другим будет достаточно одной картинки на четверостишие. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память, которая лучше работает у клиповомыслящих школьников.