Сафина Миляуша Радиковна
Ханиева Гульнара Генриховна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №11 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Актуальность: Для детей раннего возраста характерна потребность в общении. Частое взаимодействие со взрослыми и сверстниками способствует развитию речи детей. Данное взаимодействие может реализоваться через дидактическую игру, которая будет способствовать как познанию окружающего мира, так и развитию речи.
В процессе дидактической игры ребенок подражает речи взрослого, что развивает его речевую активность и познавательный интерес. Также во время игры ребенок обогащает свой словарь, приучается самостоятельно пользоваться словами. Таким образом, дидактическая игра является актуальным средством развития речи детей младшей группы. Ведь ранний возраст является самым благоприятным, чтобы заложить основы правильной речи. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов и явлений. Следовательно, развитие речи детей через игру должно стать основной задачей воспитателя первой младшей группы и осуществляться постоянно. Поэтому мы решили изготовить игровое дидактическое пособие
«Речевая полянка» для детей младшего возраста.
Целевая аудитория: 2-4 лет.
Цель: развитие речевой активности детей раннего возраста через дидактическую игру.
Задачи:
-учить детей разговаривать (разговорной и связной речи);
-развивать речь, мелкую моторику;
-воспитывать в детях интерес к речевому развитию
Методический материал, используемый в пособии:
Дидактическая игра
«Помоги Зайчику подобрать воздушные шары по форме»
Цель: развитие связной речи через ознакомление младших дошкольников с геометрическими формами — квадратом, кругом,
треугольником, овалом; подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения, закрепления названия основных цветов.
малышей рассмотреть внимательно шары, назвать их
Ход игры: Попросите
форму и цвет, а затем помочь Зайчику собрать все шары.
- Какого цвета у Зайчика воздушный шар?
- А какой он по форме (квадратный, круглый, треугольный, овальный).
-Сколько воздушных шариков у Зайчика? (один, много) и т.д.
Дидактическая игра «Маленький Ежик – четвероножек»
Цель: формировать речевую активность детей младшего дошкольного возраста через развитие
мелкой моторики.
Ход игры: Ёжик просит ребенка помочь ему спрятать колючки у кактуса. Ребенок продевает шнурок через кольца, проговаривая за воспитателем стишок про ежика:
Ежик-ежик четвероножек, На спине цветок несет
Песенку поет.
Дидактическая игра «Петушок»
Цель: развитие речи, артикуляционной моторики младших дошкольников через умения расстегивать и застѐгивать пуговицы; способствовать развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомер.
Ход игры: Предложить малышу вспомнить потешку про петушка:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка,
Шѐлкова бородушка! Что ты рано встаѐшь, Голосисто поѐшь, Детям спать не даѐшь?
После проговаривания потешки Педагог малышам вопросы
(например:
«Как кричит петушок?»,
«Громко или тихо» и др.)
Дидактическая игра «Утро-ночь»
Цель: познакомить ребенка с частями суток основными составляющими
словарь, развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, воображение.
режима дня, развивать связную речь, активизировать
Ход игры: Представить ситуацию, что наступила ночь, и кот Васька уснул в своей кроватке, а чтобы ему было еще теплее, укроем Ваську одеялом, проговаривая потешку про кота и мышей.
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснѐтся Васька-кот, Разобьѐт весь хоровод.
Зазвенел будильник, за окном светит яркое солнце, малыш совместно с воспитателем обыгрывают игру
«Солнышко и дождик».
Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
На первую часть проигрыша дети хлопают в ладоши. На вторую часть проигрыша шлѐпают по коленям.
На третью часть проигрыша кружатся.
На музыку дождя взрослый говорит: «Дождик пошѐл», открывает зонтик и прячется под него вместе с детьми.
Используемый материал при разработке пособия:
«Речевая полянка» – это сшитое своими руками яркое, нарядное панно.
Для его изготовления использованы доступные материалы: ткань основных цветов, шнурки, тесьма, ленточки, пуговицы, петельки- колечки, липучки, тактильная пленка для хвоста петушка.
Данное пособие состоит из четырех блоков:
- Дидактическая игра «Помоги Зайчику подобрать воздушные шары по форме»,
- Дидактическая игра «Маленький Ежик
- четвероножек»,
- Дидактическая игра «Петушок»,
– Дидактическая игра «Утро-ночь»