Мухтарова Фаузия Нурфатовна
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ Чепчуговская СОШ, с. Чепчуги
Высокогорского района
Республика Татарстан
Пояснительная записка.
В нaстоящее врeмя одной из задач, стоящих перед современной школой, является фоpмирование функциональной гpамотности.
Под фyнкциональной гpамотностью понимают pезультат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.
Приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования. Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ.
Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Современное образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной грамотности.
Общие положения.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения – усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.). На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации. Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
- Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
- Использование приемов развития критического мышления в системе.
- Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
- Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
- Использование самооценивания и взаимооценивания.
- Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
- Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
- Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
- Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
- Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
– функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
– пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) – предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
– познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
– исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
– изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
– чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой – входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
– исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.
На примере своих уроков я хочу представить вашему вниманию
Задание 1
Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание
«В каждой земле собиралось своё вече, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, княжеские сыновья начинали чувствовать себя независимыми правителями и стремились отделиться от Киева. Эти настроения укреплялись поддержкой городского населения, которое желало иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы. В Древнерусском государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола и занятия престолов в других городах. Принцип старшинства стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущества старшинства — младший по возрасту брат князя или старший по годам княжеский сын? Подобные вопросы часто решались силой, в ходе военных столкновений. Князья теперь стремились закрепить свою власть в определённой земле и передать её своим сыновьям по наследству, а не растрачивать понапрасну силы и средства на борьбу за Киев». Используя данный текст, укажите две причинно-следственные связи. Ответ запишите в виде схемы.
Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание
ПРИЧИНА |
ПОСЛЕДСТВИЯ |
ПРИЧИНА |
ПОСЛЕДСТВИЯ |
Причины:
1. Обособленность отдельных частей государства (разные племена живут изолированно друг от друга, их практически ничего не связывает).
2. Господство натурального хозяйства – когда всё необходимое для жизни производится внутри феодального земельного владения (поместья или вотчины), поэтому торговля внутри государства развита очень слабо.
3. Крупные феодалы, получив от правителя землю, усилили свою власть над крестьянами, стали получить доходы от своего хозяйства, перестали быть заинтересованными в военной добыче, поэтому перестали поддерживать своего
Последствия
- Государства стало слабее.
- Понизилась его обороноспособность
- Но зато каждое отдельное княжество стало лучше развиваться.
Задание 2.
Прочитайте фрагмент сочинения историка, сравните его с описанием исторических событий и выполните задание. «В каждой земле собиралось своё вече, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, княжеские сыновья начинали чувствовать себя независимыми правителями и стремились отделиться от Киева. Эти настроения укреплялись поддержкой городского населения, которое желало иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы. В Древнерусском государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола и занятия престолов в других городах.
Принцип старшинства стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущества старшинства — младший по возрасту брат князя или старший погодам княжеский сын? Подобные вопросы часто решались силой, входе военных столкновений. Князья теперь стремились закрепить свою власть в определённой земле и передать её своим сыновьям по наследству, а не растрачивать понапрасну силы и средства на борьбу за Киев».
Прочитайте описание исторических событий и, используя приведенный выше фрагмент, выполните задание.
В 1076 г. умер отец Олега Святославича, киевский князь Святослав Ярославич, ранее, по завещанию Ярослава Мудрого, правивший в Чернигове. При поддержке польского короля на киевский стол вернулся изгнанный ранее из
Киева Изяслав Ярославич. Его младший брат Всеволод получил во владение Чернигов, второй по старшинству после Киева город в лествичной системе. Однако Олег Святославич вступил в борьбу с Всеволодом Ярославичем. Используя оба текста, объясните причины конфликта между Олегом Святославичем и Всеволодом Ярославичем.
Давая развёрнутый ответ, опирайтесь на оба приведённых текста.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Ответ Правильный ответ должен содержать объяснение в виде законченного письменного высказывания, например: Всеволод Ярославич считал Чернигов своим городом по праву старшинства, так как он был следующим по старшинству живым братом Киевского князя – Изяслава Ярославича. Олег Святославич считал Чернигов своим, так как был сыном Святослава Ярославича, который по завещанию Ярослава Мудрого получил Чернигов. Так как в Древнерусском государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования престолов, то решить спор можно было только с помощью военных действий. Может быть дано другое объяснение
Модель задания № 2 соответствует межпредметному подходу к повышению уровня владения русским языком в рамках изучения предметов социально-гуманитарного цикла: анализ нескольких предложенных текстов (источник и описание событий) с целью установления связей между информацией, представленной в этих текстах. При использовании задания применяются перечисленные ниже методы и приемы формирования читательской грамотности.
Методы: ⎯ смысловое чтение, изучающее чтение, ⎯ практический метод, ⎯ индуктивный метод, ⎯ эвристический метод.
Приемы: ⎯ анализ, ⎯ синтез, ⎯ систематизация, ⎯ выделение, сравнение, соотнесение, ⎯ интерпретация, ⎯ поиск информации в тексте, заданной не в явном виде.
Задание 3.
«В середине I тысячелетия до н.э. в Китае было семь крупных царств. Между ними шли долгие и ожесточённые войны. Царство Цинь было расположено в стороне, к северу, от других враждовавших между собой царств Среднего Китая. Оно меньше страдало от войн и в III в. до н.э. стало самым сильным и богатым государством в Китае. 21 Циньские цари собрали многочисленное войско и вооружили его железными мечами и копьями. Царь Цинь, покоряя одну область за другой, к 221 г. до н.э. завоевал почти весь Китай. Под его властью образовалось огромное государство. После завершения внутренних войн, правитель единого Китая стал совершать успешные походы против соседних стран на юге. На севере противниками Китая были гунны, племена которых совершали набеги на китайские города и сёла. На четыреста километров отогнали китайцы кочевников. Для ведения постоянных войн и защиты завоёванных земель нужна была многочисленная армия, содержание которой обходилось казне дорого, что требовало её постоянного пополнения. Налоги с простого народа возросли до двух третей с собранного урожая. Не менее дорого населению Китая обошлось и укрепление северных границ»
Данный фрагмент посвящен завоеваниям и росту могущества государства Цинь, причинам успешности завоеваний и их последствиям.
Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста? Напишите порядковый номер верного суждения.
1. Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас.
2. По Великому шёлковому пути постепенно установились отношения Китая с Индией и Междуречьем.
3. Беспрецедентное могущество правителя на объединённой территории потребовало введения нового титула – Шихуанди буквально означает «император-основоположник династии».
4. Находки археологов доказывают, что во II тысячелетии до н.э. в Китае образовалось государство.
Письменно обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждения с темой приведенного фрагмента. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Верное суждение указано под цифрой 3 (остальные практически не имеют отношения к теме приведенного фрагмента), но оно, по сути, является не указанием темы фрагмента текста, а ее продолжением, развитием. Обоснование выбора такого суждения делает работу школьника по созданию письменного речевого высказывания более творческой, так как ему необходимо не просто сформулировать тему (основную мысль) представленного фрагмента, но и связать эту тему с содержанием суждения, которое немного отличается от темы фрагмента.
Задание 4 Кроссенс
Учащиеся без труда называют тему и события по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке – взятие Казанского ханства 1552 – взятие Астраханского ханства 1556 – набеги крымских татар – засечная черта – атаман Ермак-покоритель Сибири – картина «Покорение Сибири Ермаком – карта Ливонская война – А.Курбский полководец, участник Ливонской войны – Иван Грозный перемещен в середину как царь
В этом задании огромна роль субъективного восприятия образов и изображений. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.
Задание 5
Соотнесение с фрагментом текста картины художника С.В. Иванова «Юрьев день». Данная картина представлена в школьных учебниках истории, как правило, она анализируется на уроках. На картине изображен уход крестьянина от помещика в Юрьев день. Основная задача школьников при выполнении данного задания – провести логическую цепочку между содержанием фрагмента текста и содержанием картины. Обучающийся должен обратить внимание на следующее положение, представленное во фрагменте: «выход из кризиса правительство искало в административных мерах». Именно это положение может быть использовано для объяснения связи фрагмента текста с изображением. Сформулированное школьником объяснение может быть следующим: «на картине (художник С.В. Иванов «Юрьев день») изображен уход крестьянина от помещика в Юрьев день. Во фрагменте сказано об административных мерах, в которых правительство искало выход из кризиса, связанного с недостатком рабочей силы в сельском хозяйстве. Одной из таких мер был временный запрет на выход крестьян в Юрьев день (введение заповедных лет)».
Таким образом, для выполнения задания школьнику необходимо создать речевое высказывание с использованием причинно-следственных связей. Данная модель задания относится к базовому уровню сложности, так как умения, которые используются при его выполнении, как правило, хорошо освоены школьниками: при работе с учебником истории они систематически соотносят текст с изображениями.
Время, которое целесообразно отводить на выполнение обучающимися задания модели № 1 в 5–7 классах – 20–25 минут, в 8–9 классах – 15–20 минут. За это время школьники должны прочитать текст и выполнить задание, предполагающее выбор суждения и объяснение своего выбора. Так как при выполнении задания модели № 1 школьники уже ознакомились с фрагментом сочинения историка, на выполнение остальных заданий им понадобится меньше времени: в 5–7 классах – по 10–12 минут, в 8–9 классах – по 7–10 минут.
Задания могут быть использованы в качестве домашней работы. При выполнении заданий дома школьники не только выполнят объемную работу по развитию умений, связанных с читательской и коммуникативной деятельностью, но и смогут лучше понять учебный материал, обратить внимание на такие аспекты исторической действительности, которые не отражены в учебниках истории
Все разработанные задания по истории оцениваются по двум критериям: критерий 1 «Правильность ответа» и критерий 2 «Речевое оформление ответа». При этом критерии отражают специфику задания: по критерию 1 задания модели № 1 оцениваются максимально 3 баллами, задания моделей № 2–5 по критерию 1 оцениваются максимально 2 баллами. Кроме того, в критериях дается разъяснение, что понимается под «правильностью ответа», приводится ориентировочное описание правильного ответа с указанием на то, что ответ обучающегося может быть сформулирован иначе. При оценивании ответов обучающихся следует обращать внимание на соблюдение норм литературной письменной речи (на допущенные в развернутых ответах орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки). Оценивание ответов на задания всех моделей предполагает анализ ответов по критерию 2 «Речевое оформление ответа». По указанному критерию школьник может получить 1 балл в случае, если качество речи не затрудняет понимания смысла суждения. При разборе выполнения заданий с обучающимися необходимо вести работу по исправлению речевых ошибок, объяснять школьникам, что речевые неточности могут искажать смысл ответа и он может быть признан неправильными
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащиеся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников. Нельзя не забывать и о воспитательных аспектах урока. Ученик должен примерить на себе» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей. Через воспитательные аспекты урока решается социально-адаптационная функция уроков истории и обществознания, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми
Современный урок истории и обществознания невозможен без проведения аналогий для анализа современной ситуации. Жизнь постоянно ставит ученика перед вызовами, которые ему необходимо решать. Эти вызовы невозможно осознать без освоения учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей, которые можно усвоить лишь в системе личностно – значимой деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
Применение банка заданий по функциональной грамотности позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес учащихся к изучению истории, обществознания и права.
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.
В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской. Формирование функциональной грамотности носит системный характер и должно формироваться не только в стенах общеобразовательного учреждения, не только в рамках одного предмета, но и дома, на улице, в общественной жизни.