Гараева Альфинур Миннахметовна
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «ДМШ №1 им.Э.Бакирова» ЕМР РТ
г. Елабуга, Республика Татарстан
Роль педагога исключительно трудна и ответственна, ибо он должен иметь колоссальный диапазон знаний, умений. В процессе обучения перед педагогом встают большие проблемы. Огромное воздействие на формирование юного музыканта оказывает авторитет его педагога по специальности. Сама специфика индивидуальных занятий располагает большими возможностями для умело направленного руководства.
Он может найти пути к самым сокровенным глубинам в душе ребенка. Педагог должен быть всегда собран, предельно мобилизован, независимо от своих внутренних переживаний или неполадок. Т.А.Бобович убеждена в том, что “моральный облик педагога, его самодисциплина, манера поведения оказывают несомненное влияние на учеников”. Работая с учениками, мы не должны забывать, что детские впечатления самые яркие, запоминающиеся и ребенок надеется видеть в своем учителе доброго, чуткого наставника, человека, который всегда его поймет и правильно оценит. Непонимание же между учителем и учеником – это источник многих горьких недоразумений, отравляющих жизнь тому, кто учит и тому, кто учится. Сближение педагога с учеником зависит в значительной степени от мастерства педагога. Мы должны любить своих учеников, а главное — уважать их, считаться с их мнением, неподавлять их инициативу. Следует строить уроки, исходя из особенностей типа ребенка, не пытаться переделывать его, опираться на его сильные стороны и подтягивать слабые. Для этого нужно хорошо знать характер своих учеников, ведущие черты (упрямый, добрый, покладистый, живой и т.д.), тип характера (сангвиник, холерик, меланхолик), его типологические свойства, такие как активность, эмоциональность, пассивность и т.д. Важно знать внутренний мир каждого ребенка, его увлечения, обстановку дома. Заботиться о здоровье своих учеников, его индивидуальных особенностях психики. Нельзя забывать о хрупкой нервной системе ребенка. Обучаясь в двух школах, дети испытывают двойную нагрузку – как эмоциональную, так и физическую.
При обучении учеников мы должны помнить возрастные особенности детей. Младшие ученики, как правило, на уроках отвлекаются ввиду своей детской непосредственности, любознательности, быстро устают, внимание задерживается на 15-20 минут. И те методы и формы воспитания обучения,
которые пригодны младшей группе, не пригодны для подростков — им нужна уже другая аранжировка, новое содержание.
Работая с учеником, излагать задачу нужно ясно, конкретно и метко. Решая с ним самую узкую задачу, педагог не имеет права узко мыслить. Его опыт и стаж не должны приводить к шаблонному преподаванию. Чем опытнее и мудрее педагог, тем больше он видит дорог для развития различных индивидуальностей. В процессе плодотворных занятий крепнут искусство педагога и успехи ученика. А контакт педагога с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям и удовлетворенность их результатами. Залогом же продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
Учебный труд, как и любой другой труд, интересен, когда он разнообразен. Однообразная информация, однообразные способы действия быстро вызывают скуку. Нередко безынициативность и вялость ребенка являются следствием ремесленной работы педагога, не сумевшего пробудить у него интерес к музыке и ее исполнению.
Яркость, взволнованность самого педагога, эмоциональность самого процесса с огромной силой воздействует на ребенка, на его отношение к предмету. Новые поиски на уроках зависят от знаний, умений и фантазий учителя, от активной творческой деятельности. Основная двигательная сила для педагога — поисковая активность.
Нужно искать новые формы и методы обучения. Не быть уверенным на 100% в своих знаниях. Л.И.Зак говорил: “Я не прожил ни одного дня, не узнав чего-либо нового, важного для себя”.
Е.П.Ховен вспоминает: “Чем больше учишь и думаешь, тем больше встает перед тобой нерешенных вопросов и трудностей”. Поисковая активность, исследовательская работа значительно расширяют границы навыков и умений учителя, углубляет знания, помогают их систематизировать. Практика показывает, что при продуманной систематической организации занятий, дети, обладающие весьма средними музыкальными данными, развиваются довольно успешно, не говоря о способных учениках.
Один пример из практики. Это было в начале моей педагогической деятельности. Отбора в музыкальную школу практически не было — брали всех желающих. Поступила ко мне девочка с очень средними музыкальными данными: не владеющая вокальной моторикой, без слухо-высотного представления, с замедленной реакцией, и слабо развитыми двигательными способностями. Специально подобранная программа обучения, применение техники чтения с листа дали свои положительные результаты.
По сольфеджио дело обстояло намного хуже. Педагог настаивал на отчислении девочки, доказывая ее абсолютную неспособность. Такое категоричное утверждение было педагогической ошибкой. Прежде чем помочь ученице, я изучила методику, развивающуюслухо-высотное представление,составила систему занятий по сольфеджио и в течение месяца занималась по ней.Результаты занятий удивили меня и учителя теории. В дальнейшем эта система послужила мне основанием для методической разработки по теме “Донотный период. Развитие слухо-высотных представлений у учащегося”. Эту методику я продолжаю применять у себя в классе, особенно с детьми со слаборазвитыми слухо-высотными представлениями.
В педагогической работе очень помогает исследовательская работа, самообразование. А это, в свою очередь, дает возможность решать возникшие задачи, сделать правильные выводы, обобщить и проанализировать факты и причины, значительно расширить границы в приобретении навыков и умений. Что касается детей, ориентирующихся на дальнейшее обучение, то, можно сказать, что слабость начального обучения тормозит формирование исполнительских сил в училищах, где подчас вместо артистической шлифовки учащихся приходится укреплять их шаткий пианистический фундамент.
С первых лет обучения ученику должны внушаться, прививаться простые правила самостоятельной работы:
1. Обязательное разучивание текста отдельно каждой рукой (усвоение ее должно быть тщательным и свободным).
2. Привычка к максимальной детализации, требование предельной шлифовки материала.
3. Воспитание ясной ориентации аппликатурных средств (большое значение имеет своевременное приобщение, приобретение учеником элементарных практических навыков применения аппликатуры в наиболее типичных фактурных условиях).
4. Многократное повторение каждого технического эпизода. С правильной организацией игровых движений, чтобы двигательные ощущения стали не только удобными, но и привычными.
5. Игра в медленном темпе, плотным глубоким звуком, не допускающая пальцевого “брака”.
6. Научить навыкам техники чтения с листа, куда входят типовые формулы (различные виды арпеджио, альбертевы басы, аккорды, гаммаобразные пассажи, графический рисунок мелодии с поступательными или скачкообразными движениями.)
7. Привычка применять конструктивный метод разучивания произведения, что намного сокращает сроки разучивания и разбора нового материала.
Важное значение в работе с начинающими детьми имеет необходимость составления режима домашних занятий, а для того, чтобы ученик поднимался по ступенькам профессионализма, необходима дисциплина -душевная щедрость должна заключаться не в благодушии и нравоучениях, а в трудовой требовательности и заботе о них. Обучение должно быть трудным, но посильным. Наша задача воспитать в ученике истинного трудолюбца, ибо без этого качества все старания педагога бесполезны. А педагог, в свою очередь, в праве много требовать от своих учеников в том случае, если на уроках тщательно проработал с ним данный материал, поставил конкретные задачи и подсказал путь их выполнения.
В педагогической деятельности главным является воспитание в себе наблюдательности, анализирования и обобщения. Изучение же чужого опыта должно сочетаться с анализом своей собственной педагогической работы. Но важным фактором совершенствования является — исследовательская деятельность. Для деятельности учителя огромное значение приобретает понимание сущности процесса обучения, заключающейся в том, что развитие способностей проходит в единстве с усвоением знаний, умений, навыков и умственным развитием обучающегося. Б.М.Теплов называл абсурдным понятие “неразвивающаяся способность”.
Постоянно анализируя и оценивая свои педагогические действия, нужно воспитывать в себе чувство самокритичности. Осуществляя педагогическую деятельность, учитель выступает одновременно как методист, воспитатель, психолог. Исследовательская деятельность повышает уровень профессионального мастерства учителя. Но главным все же является знание общей методики музыкального обучения, т.к. знание методики позволяет преподавателю правильно оценить любое явление педагогической практики, вырабатывает убежденность, уверенность. Знание методики помогает правильно анализировать, осмысливать школьную программу, помогает дополнять и расширять границы урока, помогает практически использовать передовые методы и приемы музыкального обучения, диагностировать процессы обучения и формирование личности учащихся. Доказано, что знания, усвоенные в процессе самостоятельной активной познавательной деятельности, имеют значительное преимущество по сравнению со знаниями, полученными в готовом виде. Они полнее и быстрее переходят в убеждения, человек увереннее использует их в практической деятельности. Следовательно, учителю необходимо активизировать свою познавательную деятельность.
Несомненно, важную роль в педагогической деятельности играет музыкально-педагогическая диагностика, где систематическое наблюдение, прогнозирование учителя за своим учеником дает ему возможность в решении многих задач в процессе обучения.
Зная сильные и слабые стороны своих детей, нужно собирать информацию, помогающую в развитии музыкальных способностей, в воспитании профессиональных навыков и умений у учащихся, ориентируемых для дальнейшего обучения:
1. Общие свойства и качества личности (социальное лицо личности, интересы, склонности, степень заинтересованности музыкой).
2. Характер личности (ведущие черты – упрямство, эмоциональность,инертность и т.д.).
3.Индивидуальные особенности психики (скорость, точность восприятия, зрительное восприятие).
4. Внимание (способность к переключению, наблюдательность, объем внимания).
5. Эмоциональная устойчивость.
6. Эмоциональная отзывчивость.
7. Особенности памяти (слуховая, зрительная, моторная, логическая).
8.Особенности мышления (быстрота, сообразительность, любознательность).
9. Ритмическое чувство.
10. Особенности слухо-высотных представлений учащихся.
11. Музыкально-исполнительское воображение.
12. Эстетическое воспитание (тембровое разнообразие, тонкость окраски звука, воображение, перевоплощение.)
13. Особенности процесса музыкального развития (темп развития, характеристика основных причин в обучении, педагогический прогноз).
14. Виртуозно-исполнительские способности (беглость пальцев, координация, владение различными видами техники и штриха.)
15. Уровни владения техники чтения с листа.
16. Особенности интонирования.
17. Уровни теоретической подготовленности
18. Способность самостоятельно работать.
19. Двигательные способности.
20. Владение качеством звука (чувствительность кончиков).
21. Владение качеством эстрадной устойчивости.
22. Уровень музыкальных способностей.
Глубокое изучение и знание каждого из вышеперечисленных вопросов дают возможность педагогу для всестороннего развития учащихся и профессионального подхода в обучении. На двух последних вопросах остановлюсь подробнее.
Достижение эстрадной готовности для ученика — очень важный момент. Если выступление на эстраде удачное, то оно дает большое удовлетворение и самоутверждение. И, наоборот, неудачное выступление приводит к хроническому страху, неуверенности. В педагогической практике неудачное выступление даже для способных учеников не редкость. Это доказательство того, что ученик не владеет качеством эстрадной устойчивости, которое нужно воспитывать с раннего возраста. Работая с учеником, нужно воспитывать у него волевые качества, научить его преодолевать пианистические волнения, страхи. Часто и много с ними об этом беседовать, приводить убедительные доводы, примеры, вселять уверенность.
Зная особенности психики и характер каждого из учеников, МЫ должны хорошо представлять их состояние и, в зависимости от индивидуальностикаждого, по-своему настраивать его на выступление.
В день выступления дать совет своему ученику пропустить школу. Создавать спокойную атмосферу на последних репетициях, не перегружать эмоционально, не показывать свое волнение ученикам. Уже в классной обстановке на ряде уроков должна господствовать атмосфера эстрады: крышка рояля, пианино открыты, педагог стоит на расстоянии в роли слушателя.
Очень важный момент и непременное условие эстрадного поведения ученика на сцене – наличие мышечной свободы. Различаются два вида скованности на сцене -внешняя и внутренняя. Внешняя скованность устраняется правильной посадкой, верными техническими приемами, умением найти хорошую физическую опору. Внутренняя преодолевается, если управлять своей волей, научиться мыслить, направлять мысль на непрерывный музыкальный рассказ. Если педагог сумел подготовить и настроить ученика к эстрадному выступлению и вдохновил его, то у последнего раскрываются большие возможности и резервы для прекрасного выступления.
Что же касается другого вопроса развития музыкальных способностей, то степень их развития зависит от методов преподавания. Развитие музыкальных способностей — один из самых актуальных вопросов в музыкальной педагогике. Жизнь показывает, что между обучением и развитием музыкальных способностей ученика подчас существует значительный разрыв. К сожалению, в практике распространен метод разового обследования детей с узкой целью – определение у них уровней развития только некоторых компонентов музыкальности.
И это может дезориентировать педагога, а если стоит вопрос о дальнейшем профессиональном обучении ребенка — привести к сложным выводам. Только по результатам ежегодных наблюдений за обучением можно судить о развитии ребенка и координировать его обучение.
С.П. Рубинштейн писал, что вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, и что деятельность – это основа развития способностей. В музыке, как и всюду, развития вне учения в принципе быть не может. Оно осуществляется не иначе как в обучении, по мере обретения учащимся определенной суммой знаний, умений, обогащение его индивидуального опыта. Задатки же — это врожденные свойства личности, которые облегчают овладение какой-либо деятельностью и позволяют осуществлять ее на высоком уровне.
“Музыкальные успехи ребенка — результативность двух составляющих: врожденных возможностей и музыкального опыта, причем в качестве важнейших их условий выступает качество обучения, интерес ребенка к музыке и его желания учиться” (Е. Гордон.)
В педагогической практике, как отмечает Г.М. Ципин, бытуют два метода обучения. Первый – метод натаскивания, где зачастую отрабатывается немногое за счет многого музыкально-образовательное содержание занятий, в таких условиях искусственно обедняется, фронт воздействия педагога на ученикасущественно сужается. При этом методе не приходится говорить о больших успехах в обще-музыкальном развитии учеников.
Второй метод — метод развивающего обучения, который дает возможность перспективного развития музыкальных способностей, эффективных результатов в приобретении и воспитании профессиональных навыков и умений у учащихся, ориентируемых для дальнейшего обучения.
Какие же принципы включает в себя второй метод обучения.
1. Увеличение объема используемого материала, расширение репертуарных рамок за счет обращения к возможно большему количеству музыкальных произведений и усложнение некоторой части программы ученика, что, в свою очередь, развивает двигательно-технические способности.
2. Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, отказ от длительных сроков работы, установка на определенные умения и навыки, где ставятся не все задачи сразу, а постепенно реализуются в следующих произведениях. Эта эскизная форма занятий ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого им музыкального материала, к заметному численному приросту того, что познается и осваивается им в ходе учебной деятельности. В игровую практику вовлекается значительно больший и разнообразный по составу учебно-педагогический репертуар, нежели при методе натаскивания, где каждое произведение доводится до блеска отполированной звуковой картины.
Вывод: эскизная форма работы — одна из центральных принципов развивающего обучения.
Вышесказанные два принципа могут с полной отчетливостью выявить
себя в процессе чтения с листа, где оно дает богатую и разнохарактерную музыкальную информацию, развивает и увеличивает багаж специальных сведений, формирует музыкально-интеллектуальные качества, способствует улучшению музыкального мышления, развивает горизонты музыкального познания, пополняет фонд слуховых — впечатлений, обогащает профессиональный опыт.
3. Следующий принцип – отказ от пассивных способов деятельности, имеющих широкое хождение в учебной среде. Развитие музыкально-интеллектуальных качеств может быть достигнуто лишь в энергичной, целенаправленной мыслительной деятельности обучающего, и нет необходимости доказывать, что последний из перечисленных принципов по своей важности не уступает предыдущим.
Техника чтения с листа и применение конструктивного метода Разучивания произведения намного сокращает две первые стадии работы над произведением и, в свою очередь, ускоряет объем проходимого музыкального материала. Вывод: чтение с листа имеет, в принципе, все основания стать одним из главных специальных средств практического достижения вышесказанных двух принципов развивающего обучения.
Таковы главные принципы, основываясь на которых обучение музыке может стать действительно развивающим по своему характеру.
В педагогической деятельности нужно не упустить еще один положительный момент — поощрение репертуарной инициативы ученика, помимо необходимой обязательной, предусмотренной учебным планом. В отборе репертуара немаловажное значение имеет учет интереса учащегося, а это, в свою очередь, положительно сказывается на ключевых моментах в работе с учеником, стимулирует его, усиливает интерес к занятиям.
Вспоминается случай из практики. Ученица 4 класса попросила “Фантазию”В.А.Моцарта. Я не отказала ей в этом желании и решила, что данное произведение пройдет в классном порядке. Но в процессе работы обе загорелись желанием вынести “Фантазию” на сцену. Большое желание, эмоциональный настрой, спортивный интерес дали свои положительные результаты. Ученица успешно сыграла на переводном экзамене. Как сказала А.Д. Артоболевская: “Ребенок может своим, еще не перегруженным массой впечатлений и информацией сознанием, воспринимать очень и очень много” и далее “человек может больше, чем он может, только надо бежать впереди себя самого”. В процессе обучения методы и формы работы с учеником могут меняться в зависимости от тех или иных задач, но активный способ воздействия на обучаемого обязательно должен присутствовать. Максимально эффективным в этом оказывается метод словесного воздействия.
Во-первых, словесный метод — это неиссякаемый источник информации для ученика, во-вторых – передача знаний от педагога к ученику. ” Занятие музыкой — это целый комплекс средств воздействия на ученика” – пишет Д.Д. Благой. Однако по его мнению: “Если с помощью наглядного показа на инструменте педагог может дать эмоциональный импульс, звуковую окраску, выразительный нюанс, то через слово он прямо апеллирует к мысли ученика, его профессиональному сознанию. Мнение В.А. Сухомлинского созвучно с вышесказанным мнением: “Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу”. И еще одно высказывание, где А.Д. Артоболевская считает: “Какими бы огромными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, но если он не владеет словом, интонацией, не способен фантазировать, чувствовать тех, к кому обращается — плоды труда его будут минимальны”.
Вывод: можно выделить наиболее существенные компоненты профессиональной направленности в работе: интерес к своей профессии и желание заниматься ею, интерес и любовь к детям, педагогическая диагностика трудностей, предвидение и прогнозирование результатов педагогическоговоздействия, стремление передавать свои знания и убеждения. Требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность и выдержка, педагогический такт и уважение к личности ученика – ведь каждый ученик – сложный организм, к которому мы должны относиться с огромным терпением, умом, любовью, изучая, направляя и обогащая его. Много о них думать, особенно о ярких детях, ориентируемых для дальнейшего обучения, т.к. работа с ними требует глубокой продуманности, особых приемах и методах обучения и развития профессиональных навыков, применение эффективных средств творческого воздействия на них.
На начальном этапе обучения и воспитания детей роль педагога остается исключительно трудна и ответственна.
Закончить работу хочется словами А.Д.Артоболевской:
“Я глубоко убеждена, что первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта”.