Старостина Елена Ильинична
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
пгт Актюбинский Азнакаевского
муниципального района
Республики Татарстан, село Чемодурово
Актуальность.
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Цель.
Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
Задачи.
Образовательный:
– расширять и уточнять представления детей о растениях , наиболее распространенных в данной местности ( в лесу, в поле, на лугу, в саду).
Развивающий:
– развиватьлогическое мышление, внимание, память;обогащать словарный запас.
Воспитательный:
– воспитывать любовь к природе родного края,подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение.
Вид деятельности:
познавательно – исследовательская.
Образовательные области:
«Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».
Формы и методы работы:
– разные формы бесед;
– чтение художественной литературы; подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
– театрализованная деятельность и праздники;
– наблюдения на прогулке;
– игры;
– работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
– создание альбома «Уголок нетронутой природы»;
– продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация,
– тематические выставки.
Целевая аудитория
– средняя, старшая, подготовительная группы.
Период выполнения
– краткосрочный(июнь, июль, август)
Прогнозируемый результат:
Системная работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников содействует знакомству с окружающим миром, учит правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты, знакомит с экологическими правилами, по которым человек взаимодействует с природой, которые выражаются в следующем:
– дошкольник проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;
– эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
– старается выполнить правила поведения во время прогулок;
– проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным растениям;
– пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Содержание работы по этапам
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана по реализации работы.
2. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания.
3.Трудовая деятельность: сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок.
4. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания. 5. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», «Явления природы». «Правила поведения в природе».
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Одуванчики желтые расцвели, мягким душистым ковром» – закреплять представление детей о растениях. Приложение 1
2. Родник «Досаевский» – формирование понятия о возникновении родника, ее истоках.
3. «Жгучая крапива» – сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания.
4. «Что за прелесть эти- старые деревья» – определение возраста деревьев.
5. «Мудрая природа», «Сладкая ягодка». Сбор ягод – расширить и обобщить знания детей о лесных ягодах.
6. «Жизнь на разных этажах» – Формировать у детей представления о лесе, о взаимосвязях лесных растений и животных с окружающей средой и друг с другом;
7. «На родных просторах. Сбор целебных трав. » -учить детей различать лекарственные растения,.
Творческие работы:
1. Рисование «Прячет цветок сладкий медок» – Изучить полезные свойства меда и его использование человеком.
2. Рисование «У природы нет плохой погоды» – учить детей умению отражать в рисунке признаки лета.
3. Рисование «Танец бабочек – артисток» – учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
Развлечение:
1. «Любите природу! » – экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее.
3. «Знаешь ли ты лес? » – заседания Клуба знатоков природы – расширять знания о природе.
3-й этап – заключительный
1. «Давайте сохраним уголок нетронутой природы» – музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру.
2. Оформление альбома «Не тронутый уголок природы».
Список использованной литературы:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с
2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
4. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
Приложение 1
Тема: Экскурсия на поляну:«Одуванчики желтые расцвели, мягким душистым ковром».
Цели и задачи:
-формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;
-развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;
-расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.
-воспитывать желание беречь и защищать природу.
-обогащать и активизировать словарный запас : цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.
-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Ход наблюдений
Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы.
– Какие? Вот послушайте стихотворение:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим…
-Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.
(Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков.
Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их.)
-Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки)
-Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке- это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик.
-Скажите, на что похож цветок?. (Солнышко)
– Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики.
-Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.
Дети рассматривают его.
-А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … .(Их распространяет ветер… .)
Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:
-Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько десяток семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом.
Одуванчик- удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.
– Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром.
-А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .)
Одуванчик – лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.
-Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся: Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками. Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.