Шарафеева Елена Ивановна
Никонова Ирина Ивановна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад № 316
комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
Цель: расширение опыта знаний относительно мира вокруг, создание условий для развития в ребенке творческих замыслов.
Задачи:
– продолжать учить планировать свои действия (что вначале, что потом) при создании образа из пластилина;
– закреплять умение лепить предметы, используя таблицы – схемы с изображением порядка изготовления насекомого;
– самостоятельно выбирать способ и приемы лепки в создании образа, передавая фактуру, рельеф, с помощью стеки и дополнительных материалов;
-обогащать и активизировать словарь, расширять жизненный опыт по теме «Насекомые»;
– развивать мелкую моторику, воображение, композиционные умения;
– воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, использование художественного слова, показ, рассматривание, вопросы детям, практическая деятельность, итог.
Материал и оборудование:
Материал и оборудование:
Конверт, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка), пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, таблицы – схемы с изображением порядка лепки насекомых, дополнительные детали для оформления работ (глазки, усики, крылышки, изготовленные из бросового материала), цветок-подставка для детской работы, сюрприз для детей (наклейки с изображением насекомых).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и фото насекомых, чтение художественной литературы и научной литературы, просмотр мультфильмов, разгадывание загадок, изготовление лепбука «Насекомые», наблюдение за насекомыми на прогулке.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу конверт с письмом от феи цветов, которая просит детей заселить ее цветочное царство жителями. Но чтобы узнать о каких жителях идет речь нужно отгадать загадки.
В письме так же написано: «Если справитесь с заданием – вас ждет сюрприз!»
- Над лужицей кружится модница,
Как в зеркальце в лужицу смотрится.
Порхает в цветной пелерине
На зависть любой балерине.
(бабочка)
Показ насекомого.
-Чем питается бабочка? (Соком растений, нектаром)
–Бабочка пьет нектар длинным носиком, который называется хоботок. Можно ли ловить бабочек? Почему? (можно поранить бабочку)
Крылья бабочки очень тонкие и нежные, покрыты мелкими цветными чешуйками. Если мы возьмем ее за крылышки, то чешуйки облетят и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? (Погибнет)
(Ужалив кого-то, пчела погибает)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком (пчела)
Показ изображения пчелы.
– Как называется пчелиная семья? (пчелиный рой)
– Где живут пчелы? (в ульях)
Какую пользу пчелы приносят людям? (мёд)
Главная польза от пчел – опыление цветов. Вымазывая лапки в пыльце, пчелы переносят ее с растения на растение и таким образом опыляют их.
Без помощи пчел многие цветы не смогли бы размножаться, и на земле не осталось бы цветов.
А вы знаете что может случится с пчелой, если она ужалит кого-нибудь?
(Ужалив кого-то, пчела погибает)
- Ростом мал, но работящий,
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает (муравей)
Показ насекомого.
– Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего его строят (Муравейник. Строят из веточек, листьев, травинок, соломинок)
-Муравьи очень трудолюбивые и сильные насекомые, могут переносить предметы в 10 раз больше своей массы.
-Какую пользу приносят муравьи? (поедают вредных насекомых)
– Муравьев называют санитарами леса.
- Ростом мал, но работящий,
Красная капелька в черную точку
К солнышку в гости ползет по листочку. (божья коровка)
Показ насекомого.
– Какую пользу приносят божьи коровки (поедают вредных насекомых)
– Правильно, они поедают тлю!
– Ну, вот мы и отгадали все загадки!
– Про каких жителей говорила фея цветов? (насекомые)
– Правильно, дети! Это насекомые. А каких еще насекомых вы знаете?
– Для чего цветам нужны насекомые? (Насекомые нужны для того, чтобы опылять растения, защищать от вредителей)
Физкультминутка
Шла сороконожка по сухой дорожке (дети ритмично идут)
Вдруг закапал дождик: кап, кап, кап
Ой, промокнут сорок лап (приседают)
Насморк мне не нужен, обойду я лужи (шагают высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу (останавливаются и поочередно трясут ногами)
И потопаю потом (топают ногами)
Ой, какой от лапок гром!
– Дети, вы помните о чем просила нас фея цветов?
-Я предлагаю слепить их из пластилина, а помогут вам вот такие схемы.
– Подумайте, какое насекомое вы хотели бы слепить.
– Давайте вспомним из каких частей состоит насекомое (голова, туловище, 6 лапок, усики, у некоторых есть хоботок и крылья)
-Чтобы приступить к ответственной работе, давайте подготовим наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела А за нею шмель – шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза Пожужжали, полетали От усталости упали. | (машут ладошками) (загибают пальчики) (делают кружочки из пальчиков) (положить ладони на стол). |
– Приступаем к работе, лепим жителей для цветочного царства. В работе вы будете использовать известные вам приемы лепки, а для оригинальности я приготовила вам материал, который лежит на столе. Вы можете использовать его в своих работах.
Практическая деятельность.
– Дети, вы подумали, какое насекомое будете лепить?
(Примерные ответы детей: Я буду лепить бабочку, кузнечика, муравья и т.д.)
– В работе вы будете использовать известные вам приемы лепки (ощипывание, сплющивание, скатывание, раскатывание, заострение, прощипывание, соединение), а глазки, усики, крылышки вы можете сделать из бросового материала, который лежат на столе. Приступаем к работе, начинаем лепить жителей для цветочного царства.
(Звучит музыка «Звуки природы»).
– Готовые работы поместим на зеленой лужайке. Посадите каждое насекомое на свой цветочек. Фея цветов будет очень рада и благодарна!
Сюрпризный момент
– Свой цветочек подними, что под ним, скорей смотри!
Дети поднимают свой цветок-подставку и находят под ним сюрприз: наклейку с изображением насекомого, подарок от Феи цветов.
Подведение итога
– О чем мы сегодня говорили?
– Каких насекомых слепили?
– О чем мы сегодня говорили?
– Каких насекомых слепили?
– Что нового вы узнали о насекомых?
– Какие трудности возникли во время работы?
Ответы детей.