Матяшина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Многопрофильный лицей «Здоровое поколение» с. Усады Лаишевский район
Республика Татарстан
Цель:
Формировать в детях умение наблюдать- видеть в обычном необычное.
Развивать воображение
развитие познавательных процессов;
развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики.
пробуждение интереса к занятиям по песочной анимации;
познакомить детей с новым способом изображения предметов (манка).
создавать образ снежных узоров техникой работы с манкой.
Задачи:
создать у детей интерес к играм и упражнениям с манкой, превратив их в занимательную игру;
сочетать игры и упражнения с манкой для тренировки пальцев рук с речью детей, развитие общей и мелкой моторики;
активизировать словарный запас детей;
развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей через упражнения с манкой.
Материалы: коробки для манки, песок, манка, лопаточки
ТСО: компьютер, проектор, экран, «Рисунок песком», презентация
формы работы: индивидуальные, групповые.
Цели:
-продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
-развивать у детей желание использовать в рисовании нетрадиционные методы.
-познакомить детей с новым способом изображения предметов (манка).
-учить отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа
-создавать образ снежной зимы техникой работы с манкой.
-развивать образное мышление, воображение.
-воспитывать эстетическое восприятие.
Материалы и оборудование:
-манка
-тонкие кисти «щетина»
-картон синего цвета А4
-карандаш, кисти.
Формирование УУД на занятии:
Личностные: формирование эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.
Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Слушать и понимать речь других, вести диалог.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Стремление использовать художественные умения для создания красивых рисунков на песке.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания. Планирование практической деятельности. Предложение своих приёмов и способов рисования манкой.
Предметные: применение художественных умений и знаний в процессе выполнения художественно-творческой работы.
Ход занятия.
Звучит музыка
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о Зиме, но не простую, а волшебную. Она очень любит делать чудеса. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она одна и скучно было ей. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Решила она спрыгнуть из облака. Полетела она вниз……….а что было с ней дальше, мы узнаем чуть позже.
А теперь послушайте стихотворение.
Я сегодня поутру не смогла оторвать свои глаза от окна.
Вот опять мне свой сюрприз приподнёс
Этот сказочный художник Мороз.
Предо мной предстало чудо явление-
Художника морозного плод творения
Он не просто там что-то малюет,
А он сказку на окне рисует
Ребенок
Автор: Наталья Цохонис
«Узоры на стекле»
Узоры нежные рисует нам мороз,
Проснёшься утром и увидишь – ДИВО!
Снежинок разной формы – чудный холст,
Всё сногсшибательно – чарующе красиво!
Автор Воронов
Мороз-художник
Рисовал
Узор на окнах
Серебристый.
Февраль снежинки
Набросал
На ветки елочки
Пушистой.
Ребята, как вы думаете, о чем идет речь? О каких узорах говорится в стихотворении?(ответы детей)
Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры!
Чудные картины , которые появляются на стекле, могут напоминать то пальмовые ветви, то гирлянды цветов, то ветви елей, в виде снежинок, звезд. (презентация)
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, а на стекле имеются множество микроскопических зазубрин и царапин, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. В итоге получаются разные узоры и рисунки. Кстати в Германии такие узоры на стекле называют «Ледяными цветами»
Вот и наша Капелька попала на стекло и превратилась в красивый узор.
. А сегодня мы с вами создадим свои зимние картины! Но необычные: Мы с вами рисовали картины с помощью песка, а какой он? -холодный, сыпучий, мягкий. Еще рисовали картины с помощью соли – какая она? – белая, колючая. А снег ребята какой? Белый, холодный, пушистый.
Сегодня мы будем рисовать с вами с помощью манной крупы. Посмотрите, как
манка похожа на снег (трогают ее). Какие ощущения у вас ? Какая она белая, теплая.
Возьмите в руку посыпьте, она сыпется как песок.
Этот вид рисования называется «Песочная анимация». Что такое анимация? Это движения песка. К песочной анимации относится рисование и солью и песком, и конечно манкой. Песочная анимации не просто умение рисовать, а ещё и слышать музыку, понимать её. Ребята давайте поздороваемся с манкой.
Знакомит детей с волшебницей феей.
Проводит инструктаж по работе с манкой.
К нам прилетела фея.
Фея просит вас:
Береги крупинки – не выбрасывай их из песочницы.
Если случайно манка высыпалась ее нужно вернуть обратно в коробку.
Нельзя выбрасывать манку из коробки.
Крупинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.
Предлагаю вам посмотреть презентацию «Рисунки на манке», вы увидите, как красиво можно рисовать манкой.
Мы узнаем особенности техники изображения манкой.
Пересыпание из руки в руку,
поглаживание манки ладонями
Особенности техники изображения:
-Кулаком
-Ладонью
-Щепотью
-Мизинцами
-Одновременное использование нескольких пальцев
-Симметрично двумя руками.
-Отсечение лишнего.
-Насыпание из кулачка.
Гимнастика для рук.
С помощью массажной щетки, грецкого ореха
Ребята, давайте сформулируем и назовём тему нашего сегодняшнего урока.
«Морозные узоры»
Работа детей с манкой
Создание картины манкой – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств.
В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
Отличительные особенности работы с песком:
– терапевтичность (манка успокаивает, расслабляет, массажирует; успешно работают с манкой гиперактивные и импульсивные дети)
Подведение итогов:
Учитель : Вы большие молодцы. У нас получились отличные картины, а главное этот снег точно не растает.