Ногманова Эльвира Ильшатовна
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДМШ №3 им.Р.Яхина»
г. Казань, Республика Татарстан
Работа концертмейстера требует достаточно обширных знаний, умений и навыков. Успешной она будет в том случае, если пианист помимо технической оснащенности обладает так называемым «концертмейстерским комплексом». Этот комплекс складывается из нескольких составляющих.
Профессиональное владение инструментом является необходимым условием для хорошего концертмейстера. Концертмейстерский комплекс предполагает наличие у пианиста способность слушать не только собственное исполнение, но и звучание партии солиста. Концертмейстер должен знать партию солиста также хорошо, как и свою. Также важно, играя в ансамбле, осознавать общий исполнительский план, единство темпа и ритма, артикуляции и фразировки, согласованности динамики и тембрового баланса.
Важные составляющие концертного комплекса – исполнительская чуткость, гибкость, корректность в отношении к партнеру. Хороший концертмейстер заранее предвидит намерения своего партнера, умеет принять эти намерения пойти за солистом, а в нужный момент повести за собой, приводя трактовку к единому исполнительскому решению.
Важным моментом профессиональной компетенции концертмейстера является формирование исполнительской мобильности. Пианист-солист выносит на сцену прочно выученные произведения. Концертмейстер же, в силу специфики своей деятельности, иногда не имеет достаточно времени на детальную работу. А порой выходит на концертную эстраду, читая с листа незнакомое произведение. Поэтому наличие мобильностиявляется неотъемлемой составляющей успешного концертмейстера.
Мобильность проявляется в первую очередь в умении быстро ориентироваться в нотном тексте. Приобретается данный навык благодаря регулярному чтению нот с листа. Прочтению предшествует визуальное ознакомление с нотным текстом. Оно предполагает осмысление характера, формы, тонального плана, типа фактуры, метроритмических особенностей. Концертмейстер должен быстро реагировать на все встречающиеся в нотах обозначения, охватывать целостно музыкальный текст. Умение понятьсразу, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение – в этом нам видится цель данного навыка.
Аккомпанируя солисту или читая произведение с листа, концертмейстер воспроизводит часть музыкальной ткани. Это главным образом ритмический и гармонический план, а мелодическая линия, как правило, звучит в партии солиста. В связи с этим концертмейстер должен владеть навыками зрительного и слухового охвата всей партии. В процессе чтения нот с листа чрезвычайно важным является умение упрощать предполагаемую фактуру, оставляя только самое главное. Чаще всего в музыкальной практике такими вариантами упрощения фактуры, как, например, снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо сложных гармонических фигураций и т.д. изменение фактуры не должно касаться линии баса и гармонической основы, а также влиять на музыкально-художественный замысел произведения.
Концертмейстерская мобильность предполагает умение транспонировать музыкальное произведение. Особое широкое применение транспонирование находит в вокальной практике. Транспонирование в процессе, которого все звуки переносятся вверх или вниз на определенный интервал, позволяет певцу исполнить вокальное произведение в удобной для него тесситуре. Основным условием грамотного транспонирования аккомпанемента является мысленное его воспроизведение в новой тональности. Для этого необходимо четко проанализировать тональный и гармонический план, модуляции и отклонения, структуру аккордов и изменение фактуры.
Существуют различные способы и методы транспонирования. Один из них – метод гармонического анализа, который предпочтителен при транспонировании с несложной гармонической фигурацией. При транспонировании более сложных аккомпанементов, наряду с вышеназванными, применяется метод интервального перемещения, при котором зрительные впечатления переводятся в мышечные ощущения. При транспонировании мелодической линии используется анализ интервального рисунка мелодии. Следует отметить, что концертмейстерские навыки чтения с листа, подбора по слуху и транспонирования носят творческий характер, поскольку способствуют развитию музыкальных способностей у студентов, побуждают их к поиску разнообразных вариантов исполнительского решения.
Концертмейстер должен быть музыкантом в некотором смысле универсальным. Совместное музицирование с исполнителями на разных инструментах, а также с различными голосами выдвигают перед ним ряд проблем, связанных с тембро-динамическим балансом. Концертмейстер должен учитывать особенности солирующего инструмента или голоса (динамику, туше, артикуляцию и т.д.). ему необходимо знать динамические возможности, тембровые особенности различных инструментов и голосов, знать характерные особенности звукоизвлечения, игровые приемы того или иного инструмента. Важно для концертмейстера хорошо понимать индивидуальную манеру и возможности солиста. Это поможет ему найти правильное звучание собственного инструмента. Все эти знания необходимы для достижения естественного темброво-динамического баланса.
Концертмейстер должен знать штриховую и артикуляционную специфику струнных, народных, духовых инструментов. Звуковое и штриховое единство – главная задача ансамблевого исполнения.
Перед пианистом стоит еще одна проблема – умение грамотно исполнять камерный, камерно-вокальный, оркестровый и оперный репертуар. Концертмейстер, исполняющий партию оркестра, должен знать стилевые особенности данного произведения, состав оркестра, вступления группы инструментов, обладать чувством формы.
В необходимый концертмейстерский профессиональный комплекс входит также изучение обширного ансамблевого репертуара. Такая форма работы не только расширяет кругозор, но и развивает аналитическое мышление, эмоциональный интеллект, внутренний слух, исполнительскую реакцию, творческую самостоятельность.
Важнейшим качеством хорошего концертмейстера является умение грамотно «прочитать» исполняемое произведение. Интерпретация музыкального произведения представляет собой особую творческую деятельность, которая в сотворчестве с композитором, позволяет солисту и концертмейстеру раскрыть объективное содержание исполняемого произведения, а также представить талант и мастерство музыкантов-исполнителей через призму собственного эмоционального прочтения данного сочинения.
Немаловажной составляющей в комплексе успешного концертмейстера является психологическая устойчивость, т.к. работа концертмейстера постоянно связана со стрессовыми ситуациями. Это и волнение перед выступлением, и ситуации срывов, и непредвиденные остановки солиста в момент исполнения, ответственность за солиста и коллектив на концерте. Необходимой чертой характера здесь выступает позитивность, как отличный антистрессовый фактор, помогающий сгладить неловкие ситуации.
Уверенная игра, вдохновение, положительный настрой концертмейстера – все это помогает снять волнение и напряжение перед концертом, как для концертмейстера, так и для солиста.
Е. Шендерович в профессиональной деятельности концертмейстера на первое место по значимости ставил быстроту реакции, обеспечение удобства для солиста, способность «быть «музыкальным лоцманом» – уметь провести «исполнительский корабль» сквозь всевозможные рифы».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. – М., 2009
2. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышление педагога – М., 1996
3. Шендерович Е.М. С певцом на концертной эстраде. – Иерусалимский издательский центр, 1997.