Сафиуллина Гюзелия Рафаилевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №47 «Вишенка»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Содержание
1. Введение ……………………………………………………..………………..
2. Актуальность проекта …………………………………………………….
3. Цели, задачи……………………………………………………………………
4. Ожидаемые результаты…………………………………………………
5. Ход проведения…………………………………………………………………
6. Заключение ………………………………………………………………….
7. Литература…………………………………………………………………….
Введение
Современная жизнь ребенка – это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки. Цивилизация и прогресс захватили нас с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: мы адаптируемся к новому техногенному миру и принимаем его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны, и не в восторге родители о времяпрепровождении ребенка.
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. Детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
Сейчас же детей на улицах намного меньше, чем раньше. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.
Актуальность
Особое место в жизни ребенка занимает игровая деятельность.
Игра – ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что ему присуща любознательность.
Игры развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. А сколько новых впечатлений черпают дети в игре!
При хорошей погоде дети всегда были во дворе, зачастую целый день с небольшим перерывом на обед, летом это жмурки, прятки, догонялки, походы в лес и на реку, зимой снежки, санки, коньки, лыжи, снежные крепости и многое другое. Игрушками часто служили какие то предметы: камушки, ракушки, шишки, кукол делали из соломы с тряпичной головой. Если появлялась настоящая игрушка, она оживала благодаря воображению ребенка, служила долго и принимала разные роли.
Сейчас дети в свободное время смотрят телевизор, программ сейчас очень много, есть обучающие, много про окружающий мир и животных, много мультфильмов. И, конечно, дети сейчас играют в компьютерные игры, они есть в ноутбуках, телефонах. А в подвижные игры играют только в день рождения с друзьями или в детском саду.
Очень жаль, что есть ребята, которые живут только в виртуальном мире, потому что радость живой игры никогда не сможет заменить компьютер. И как хорошо, что мамы, готовы поделиться с нами забытыми играми и даже поиграть вместе.
Цель проекта: Возвращение игры в досуг современных детей.
Задачи проекта:
1.Выявить через беседы, в какие игры играли родители.
2.Привлечь родителей к вопросам исследования и способствовать проведению совместного досуга.
3.Собрать и изучить материал об играх родителей: изучить литературу по данной теме, поискать необходимую информацию в сети Интернет.
4.Доказать, что мир игр разнообразен и многофункционален.
5. Разучить с детьми новые для них игры.
Ожидаемые результаты:
Для педагога – организация социально-значимой совместной деятельности детей, родителей, педагогов, внедрение педагогической технологии проектного метода в игровую деятельность детей.
Для детей – знакомство с разнообразием мира игр старших поколений, развитие интереса к подвижным играм, возвращение игр в досуг детей.
Для родителей – сохранение и укрепление здоровья детей, повышение активности соучастия родителей в деятельности детей и ДОУ.
2. Ход проведения:
Участвуют в играх дети и родители старших групп.
Приветствие – девиз, команд-групп.
Воспитатель: Музыка звучит для вас,
Мы играть начнем сейчас!
Дружно солнышку помашем,
«Здравствуй, солнышко!» – мы скажем.
Воспитатель: Эни, бени, рики, таки,
Урба, урба, сентербряки,
Эус, дэус, космодеус — бац!
Уважаемые родители вы помните эту считалочку!
Вот, ребята какие считалочки были у наших мам, когда они были как вы. А, ещё они играли в разные интересные подвижные игры. И сегодня они вас научат играть в эти игры.
- «Вышибалы»
Цель: развить у детей координацию движения, ловкость, быстроту реакции.
Материал: мяч
Описание игры: Играющие делятся на “вышибаемых” и “вышибающих”. Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут “спасти” его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде “вышибаемых” остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся
2. Хали-хало
Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит “Хали-хало”, подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит “Стоп”. Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов.
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо – то игрок становится водящим и игра продолжается.
3. Фанты
Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.
4. Классики с баночкой
Цель: развить у детей навыки прыгания, координацию движения, умение держать равновесие.
Материал: баночка – битка.
Описание игры: На земле начерчены классики. Первый игрок бросает баночку в клетку под цифрой «один». Если баночка не попала на линию, то игрок прыгает все классики по номерам. Далее игрок забирает баночку и кидает ее в клетку с цифрой «два». Если игрок, прыгая, наступил на линию, ход переходит к следующему игроку. Когда очередь доходит до первого игрока, он начинает прыгать с того кона, на котором сбился. Если баночка попадает в «огонь», то игрок начинается все классики сначала. Выигрывает тот, кто первым выполнит все классики.
4. Классики
Цель: развить у детей навыки прыгания, координацию движения, умение держать равновесие.
Описание игры: На земле классики (круг с цифрами до 10). Прыжки на двух ногах, затем на одной ноге не наступая на линию, если игрок задевает линию, к игре приступает другой игрок.
6. Резиночка
Цель: развить у детей навыки прыгания, координацию движения, умение перепрыгивать через препятствие.
Материал: бельевая резинка примерно 3 м
Описание игры: Для игры в резиночку требуется не меньше трех игроков (третьего игрока может заменить стул, столб или дерево). Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде). Теоретически существует семь уровней, но обычно удавалось доходить максимум до четвертого:
– первые – резиночка на уровне щиколоток
– вторые – на уровне колен
– третьи – на уровне бедер
– четвертые – на уровне пояса
– пятые – на уровне груди
– шестые – на уровне шеи
– и даже седьмые – резинка держалась руками на уровне ушей.
Названия уровней и самих прыжков различались в разных регионах.
7. Я знаю…
Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:
«Я знаю пять имен девочек:
Маша – раз, Ира – два…»
И так до пяти.
Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.
8. «Тише едешь – дальше будешь».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.
9. Море волнуется раз …
1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
3. Заключение
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обогащен игровой материал детей через разучивание подвижных игр, в которые играли мамы в период их детства. Собран игровой материал. В период работы над проектом дети разучили новые игры, обогатили словарный запас. На основе опросов и рассказов взрослых мы сделали вывод, что в 1970-90е годы дети проводили значительно больше времени на улице.
Проанализировав информацию о популярных играх мам можно выделить ряд особенностей этой уникальной игровой деятельности детей:
1) Подвижность.
Во все времена большая часть придуманных игр связана с движением и тесно пересекается с игровыми видами спорта.
2) Наличие простых предметов.
Для игр не требуется покупка дорогостоящего инвентаря, достаточно простого мяча, веток, палочек, выброшенных банок или обычной бельевой резинки. Это делало участников игры равноправными. А еще игру можно было начать в любой момент, ничего не покупая.
3) Самоорганизация.
Для начала игры не требуется взрослый или специальный аниматор.
Дети самостоятельно готовы выбрать ведущего с помощью считалки, правила передавались от старших детей младшим.
4) Универсальность.
В процессе анализа анкетирования родителей выявлено, что очень много игр повторяются, а это говорит о том, что переехав в любой город, ребенок мог тут же стать частью компании и играть в знакомые игры.
Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. Дворовые игры требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. А главное, они приносят радость и массу положительных впечатлений.
При этом целесообразно продолжить работу по физическому воспитанию дошкольников – внести разученные игры в ежедневную двигательную активность детей, тем самым закрепив и систематизировав знания правил игры. Предполагаемые темы проектов «Первые шаги к здоровью», «Школа здоровья».
Литература
1. ТильманМихальски. Увлекательные детские игры. – Москва, 2001.
2. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 64с
3. Сайт Энциклопедия нашего детства http://e-n-d.ru/games_out/
4. Жуков М.Н. Подвижные игры, изд-во Академия, 2000
5. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М., Детская литература,1990.
6. http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/o-znacheni-igry-v-zhizni-rebenka.html