Юмагулова Надежда Михайловна
директор
МБОУ Новоусинская ООШ Муслюмовского муниципального района
Республики Татарстан, с. Новые Усы,
Муслюмовский район
Формирование компетентной личности в школе предполагает активность всех участников образовательного процесса, обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся. Одной из значимых задач современного российского общества является задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения. Это прописано в законе «Об образовании в РФ».
Школа обязана создать благоприятные условия в своем образовательном пространстве, чтобы способствовать проявлению природных задатков обучающихся и их развитию в общие или специальные способности.
Активное образовательное пространство школы замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.) Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.
Обучение, эстетическое, нравственное, физическое, гражданское воспитание сельских детей имеет свои особенности. Они определяются природными и культурными факторами, которые накладывают свой отпечаток на психологию личности. Условия быта и отдыха, малочисленность классов, характер воспитания в семье – все это требует своего особого подхода к духовному миру ребенка в сельской местности.
Не секрет, что существуют стереотипы и предрассудки в отношении сельской школы. Многие ассоциируют сельские школы с необразованными учениками, недостатком квалифицированных педагогов, старыми зданиями.
Школа имеет лицензию на дошкольное, начальное и основное общее образование, на дополнительное образование детей и взрослых, свидетельство о государственной аккредитации, соответствует требованиям СанПиН, пожарной безопасности. В здании школы 1976 года постройки в 2018 году проведен капитальный ремонт с обновлением всей мебели и ТСО.
Коллектив педагогов школы (12 человек) имеет 100 % высшее образование, все имеют соответствующую квалификационную категорию.
Воспитательный процесс в Новоусинской основной школе Муслюмовского муниципального района ведется в тесной связи с учебным процессом и включает работу по 13 модулям.
Внеурочная деятельность отражена в рабочей программе воспитания (далее – РПВ) и реализуется в соответствии с планами внеурочной деятельности в начальной и основной школе. Перечислю некоторые внеурочные курсы:
-«Разговоры о важном»
-«Функциональная грамотность»
-«В гостях у театра»
-«Хоровое пение»
-«Клуб любителей книги»
-«Семьеведение»
-«Подвижные спортивные игры»
-«Россия – мои горизонты» – профориентационный час
-«Движение Первых»
-«ЮнАрмия»
-«Мөслим егете. Мөслим кызы» (муниципальный проект)
-«Орлята России» и др.
Модуль РПВ «Основные школьные дела» реализуется в соответствии с календарным планом воспитательной работы. Проводятся все отмеченные в плане мероприятия, многие из них традиционны. Это «День знаний», «Последний звонок», «Осенний бал» и новогодний бал-маскарад «Сказка к нам приводит», «День Учителя» и «День Воспитателя», декады пожилых людей и инвалидов, «День Отца», «День Матери», «День защитников Отечества» и «Международный женский день», «Широкая Масленица», «Светлая наша Пасха» и «Рождество» и многое другое.
Модули «Внешкольные мероприятия» и «Социальное партнерство» реализуются в основном через сотрудничество с социальными партнерами, это сельский дом культуры, сельская библиотека, фельшеро-акушерский пункт, сельский музей, Новоусинское лесное хозяйство. Учителя, классные руководители организуют многочисленные экскурсии как на территорию сельского поселения, так и за ее пределы. Особой популярностью пользуются районный кинотеатр «Колос», районный дом культуры им. З.Басыровой, музей района «Родной край», музей Боевой славы, Парк «Солнечный Ик».
Модуль «Классное руководство» реализуют 6 классных руководителей. Наши классные руководители – они и учителя, и психологи, и организаторы, в какой-то степени и дефектологи, то есть многогранные специалисты. Они с заместителем директора по воспитательной работе, с педагогом-организатором и педагогом-библиотекарем являются центральным звеном учебно-воспитательного процесса школы.
Модуль «Профориентация» реализуется через включение в уроки элемента значимости учебного предмета для профессиональной деятельности, уроки профориентационной направленности в рамках предмета «Технология», профориентационные уроки, программу курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», проектную деятельность, экскурсии в учреждения СПО и ВО, на производство (молокозавод «СОМ», завод «Агромастер», телевидение), игры, круглые столы. В школу приглашаются родители, гости из района, которые знакомят обучающихся с тонкостями своей профессии.
В школьной теплице и на пришкольном участке дети с дошкольного возраста постигают основы земледелия.
Работа Модуля «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» реализуется через тесную взаимосвязь школы и родительской общественности. В школе проводится очень много мероприятий с участием родительской общественности. Это общешкольные и классные родительские собрания, «Дни открытых дверей», работа Совета Отцов и родительского комитета, привлечение родителей к контролю за питанием, к организации школьных мероприятий.
Активизировали работу по Модулю «Школьный театр». Ежегодно с обучающимися организуем и показываем спектакли на русском, татарском и английском языках. В этом плане тесно сотрудничаем с сельским домом культуры и с его руководителем. Совместной работой в начале этого учебного года стал спектакль «Поляна» по пьесе Н.Гернет. В прошлом учебном году инсценировали эпизод из произведения Шарлотты Бронте «Джейн Эйер» на английском языке и участвовали с этим спектаклем на зональном этапе конкурса «Школьное представление», проходившем в г. Набережные Челны. Сегодня идут репетиции спектакля на татарском языке «Бал корты Нечкәбил һәм куян егете маҗаралары” по пьесе Ахмата Гаделя.
Работой по Модулю «Школьный хор» в основном руководит наш профессиональный учитель музыки Тонких Н.В. Дети в удовольствием занимаются в хоровой студии.
Спортивно-оздоровительная работа представлена в Модуле «Школьный спортивный клуб». На учебный год составляется и реализуется план по школе. В рамках данного модуля проводятся Дни Здоровья, спортивные праздники и мероприятия, ежедневная утренняя зарядка, еженедельный час маршировки, сдача нормативов ГТО, обучающиеся участвуют в районных спортивных соревнованиях и фестивалях, организуются поездки в бассейны райцентра и т.д.
Дополнительное образование представлено кружком «Олимпионик». В рамках занятий кружка для школьной волейбольной команды систематически организуются дружеские встречи с нашими выпускниками-студентами. В четверть 1 раз руководитель кружка Митюшкин А.Г. организует встречи с командами соседних школ.
Особое внимание уделяется работе в рамках Модуля «Профилактика и безопасность». В школе отсутствуют дети, состоящие на учете в КДН, на ВШУ у нас взяты 3 ученика. С этими детьми ведется систематическая профилактическая работа. В профилактическую работу вовлечены 100% обучающихся школы. С целью профилактической работы в школу приезжают и сотрудники КДН. Много мероприятий проводится в школе и в направлении безопасности жизнедеятельности. Это и беседы, и конкурсы рисунков и сочинений, и классные часы, и викторины.
Хочу выделить работу в рамках внеурочных занятий «Клуб любителей книги». В этом направлении работу организуют филологи школы и педагог-библиотекарь. На каникулы детям даются списки книг, обязательных для чтения, и каждый ученик контролируется со стороны как классных руководителей, так и учителей языковедов. Детьми каждый день отправляются учителю аудиозаписи чтения книг на определенное время, например на 15 мин, 20 мин. Большинство детей у нас читают, и, причем, очень хорошо. Мы даем советы и родителям, как сделать так, чтобы Ваш ребенок читал книги.
Наши педагоги максимально используют воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства школы, связывают знания с интересами личности, помогают детям занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями, придают общественно-полезную направленность индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям обучающихся, организуют совместную деятельность детей и взрослых, стараются вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.
В итоге хочется отметить, что все выпускники нашей сельской школы успешно сдают выпускные экзамены и с аттестатами об основном общем образовании продолжают, причем успешно, свой дальнейший жизненный путь. Одна треть выпускников продолжают обучение в средней школе, в лицее и гимназии районного центра, остальные выпускники выбирают для дальнейшей учебы техникумы, колледжи и училища Республики Татарстан.
Особенность сельской школы в том, что педагогический коллектив на продолжении всей своей дальнейшей жизни может видеть успешность или неуспешность своих выпускников. И хочется с уверенностью отметить, что все выпускники Новоусинской основной школы смогли получить дипломы в ссузах и вузах страны, они трудоустроены. Среди наших выпускников есть служащие банков, налоговой сферы, много руководителей различных структур, есть врачи, много педагогических работников, работников культуры и производства.