Алексеева Наталья Сергеевна
Чайкина Вера Петровна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г. Казани
Республика Татарстан
Этнокультурные ценности в современных условиях рассматриваются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь общекультурным историческим явлением, этнокультурные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Народное искусство, народное творчество являются своеобразным родником духовной жизни, источником уважения к своему народу и гордости за него. Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни. Они возникают и развиваются из народного быта, языка, религии, истории, образуя замкнутое органическое целое.
Формирование этнокультурных ценностей у подрастающего поколения – это возрождение интереса к своеобразию и самобытности народной культуры, и рассмотрим их на примере национального костюма, который является одним из элементов этнической культуры и передает информацию из прошлого в будущее. Народный костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм даёт представление о многих традиционных ремёслах: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.
Одной из важных задач для педагогов в образовательной программе театра моды «Эстель» является «пробуждение» интереса к народной культуре, народным традициям, помощь в осмыслении красоты и ценности народного костюма, изделий декоративно – прикладного творчества.
Обращение к народному костюму, изучение его функциональности, декоративности и традиций является частью образовательной программы театра моды «Эстель» и служит источником творчества и средством повышения уровня творческой самореализации обучающихся. Обращение к национальным ценностям служит делу эстетического и патриотического воспитания детей и молодежи.
При изучении народных традиций в костюме на занятиях выделяются следующие этапы:
1. Эмоциональное восприятие учащимися костюма народов Поволжья (просмотр фото и видео материала, знакомство с историей развития и культуры национального костюма, экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного направления).
2. Познание обучающимися художественных качеств народного костюма (изучение регионального компонента, знакомство с орнаментом, цветом и т.д.).
3. Углубление представлений о художественном образе в целом (костюме, прическе, макияже, аксессуарах).
4. Сопоставление традиционного народного костюма с современными тенденциями костюма (знакомство с современными коллекциями национальной одежды этно-дизайнеров и театров моды Татарстана и России).
5. Творческая практика детей (совместное создание педагогами и обучающимися национальных коллекций одежды и единого сценического образа).
6. Участие в мастер-классах этно-дизайнеров Татарстана.
7. Участие в конкурсах национального костюма и искусства
8. Итоговое занятие «Мисс Сююмбель».
Создания любой коллекции одежды начинается с анализа творческого источника. Источник творчества должен быть конкретный. При создании национальных коллекций необходимо выбирать не просто русский или татарский стиль, а, например, исторический национальный костюм, элементы национальной архитектуры, народные промыслы, обрядовые куклы, игрушку и этот источник должен прослеживаться во всех моделях коллекции.
Культура и искусство народов России, и особенно народов Поволжья, неразрывно связаны с народным костюмом, который всегда служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Изучая на занятиях по стилистике особенности национальной одежды того или иного народа, обучающиеся узнают, откуда человек родом, в каких климатических условиях он проживал, к какому социальному классу принадлежал, его хозяйственный уклад, основное занятие, традиции и обычаи, а символы, вышитые или нашитые на определённые части костюма, помогают это определить. Стиль народного костюма, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей.
Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа. 18 век – время появления татарского костюма. Как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно было восстановить богатую историю народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. Женский национальный татарский костюм дает полное представление о национальном быте и эстетических понятиях, повествует нам о возрасте и статусе женщины, ее семейном и социальном положении.
Творческим источником для создания коллекции стилизованных костюмов «В поисках утраченного» театра моды «Эстель» стал традиционный татарский женский костюм городских дворян 18-19 вв., историю возникновения и развития которого мы с детьми изучали на занятиях, рассматривали исторические иллюстрации, фото и видеоматериалы.
Сегодня многие этно-дизайнеры Казани и Татарстана работают над созданием современных этнических коллекций с использованием элементов традиционного татарского костюма. Сотрудничество с самым известным в Татарстане и России этно-дизайнером Султаном Салиевым, его консультации, мастер-классы и видео-уроки помогли нам совместно с детьми создать еще одну коллекцию для тинэйджеров «Кызлар party». При создании данной коллекции творческим источником послужила идея соединить стилизованные детали традиционного татарского костюма (изю, хэзите, воланы, фартук, тюбитейка), с современными модными тинейджерскими элементами одежды (свитшот, худи, брюки- палаццо, жилет, шорты-бермуды, шорты –юбка, ботинки на массивной подошве).Средством объединения моделей в коллекцию послужила ткань с восточным орнаментом. Данная коллекция в отличие от коллекции «В поисках утраченного» не подражает формам традиционной татарской одежды, но национальный колорит прослеживается в отделке каждой модели, в формообразовании, в аксессуарах, органически соединяя прошлое и настоящее.
Творческим источником для создания коллекции с русским национальным колоритом «Свистопляска» послужила Дымковская игрушка. Мы решили воссоединить элементы росписи, декора, цветовой палитры, форму дымковской игрушки с современными материалами, фурнитурой, тенденциями кроя детской и подростковой одежды.
В искусстве создания народной одежды важно отметить особенность векового опыта мастериц, которые использовали и сочетали текстильные материалы, точно и искусно выбрали технику орнаментации. Цветовые и орнаментальные комбинации в костюме имеют особый способ выражения. Торжественность, праздничность контрастных и тональных сочетаний красок белых, красных, синих, золотистых свидетельствуют о присущем народу качестве видеть красоту в жизни, эстетически оформлять свой быт. Использование в костюме рисунка узоров характеризует способность пластически и декоративно организовать ансамбль. Все эти черты имеют большое значение в освоении народного искусства одежды и привлекает наше внимание, интерес к национальному наследию.
Работа по созданию коллекции «Свистопляска» началась с изучения истории дымковской игрушки. Будучи в городе Кирове на конкурсе, побывали в Музее дымковской игрушки, посмотрели работу мастериц по росписи. На занятиях кропотливо изучали вместе с детьми элементы росписи и декора Дымковской игрушки, определяли формообразование и характерные детали костюмов, аксессуаров для своей будущей коллекции, подбирали крой, фактуру и расцветки тканей, характерных для фольклорного стиля, технику декорирования, разрабатывали единый сценический образ, анализировали современные тенденции в детской и подростковой моды, а также коллекции других театров моды России, которые тоже созданы по мотивам дымковской игрушки. В результате общих усилий детского коллектива и педагогов театра моды «Эстель» была создана яркая и неповторимая коллекция стилизованных костюмов «Свистопляска».
Итог совместной кропотливой работы педагогов и детей по созданию этнических коллекций «В поисках утраченного», «Кызлар party» и «Свистопляска» – участие и победы во многих конкурсах театров моды и дизайнеров, фестивалях детского творчества, высокая оценка зрителей и жюри. Наш коллектив стал Лауреатом 1 степени конкурсов национального костюма и культуры «Милли Хэзине», «Этнодар», «Этномеридиада», «Территория ЭТНО», «Модный двор», обладателем Гран-при конкурса «Без Бирге» и многих других конкурсов и фестивалей регионального, всероссийского и международного уровней.
Обладая уникальными качествами художественного образа, национальные костюмы являются мощным средством воздействия в воспитании подрастающего поколения.
Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды. Тенденции детской моды также повернулись лицом к фольклорному стилю: детская, подростковая и молодежная одежда с элементами этно-дизайна пользуется большой популярностью среди этой возрастной категории.
Литература:
1. Афанасьева. А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки [Текст] / А. Б. Афанасьева. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 68. — с.100–116 3.
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татдеко. От старинных технологий в современному дизайну. Казань. 2012.
3. Завьялова М.К. Татарский костюм. Изд. «Заман», Казань. 1996.
4. Орлова Л.В. Азбука моды. Изд. «Просвещение», Москва. 1988.
5. Плаксина, Э. Б. История костюма [Текст]: стили и направления / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; под ред. Э. Б. Плаксиной. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 224 с. 2-е изд., стер. — 2004.
6. Современная энциклопедия. Мода и стиль. Изд. «Аванта+», Москва. 2002.
Отдел Управления образования
Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани
по Вахитовскому и Приволжскому районам
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Приволжского района города Казани
Выступление
Этнокультурный компонент в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр моды «Эстель»
(семинар – практикум в рамках республиканских курсов повышения квалификации)
Автор-составители:
Алексеева Наталья Сергеевна
Чайкина Вера Петровна
г. Казань, 2023