Сальникова Екатерина Александровна
ПДО
МЮДУ «ЦВР Приволжского района»
г. Казань, Республика Татарстан
Мастер-класс по флористике по обучению технике травоплетения
Добрый день! Меня зовут Екатерина Александровна, я педагог дополнительного образования «Центра внешкольной работы» Приволжского района г. Казани – руководитель объединения по флористике. В нашем объединении занимаются дети от 7 до 10 лет. И в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Флористика» мы с ребятами осваиваем такие техники травоплетения, трансформации природных материалов, создание композиций, букетов на каркасе, интерьерных работ и элементов декора.
В процессе освоения различных техник особое внимание всегда уделяется истории возникновения. В процессе работы над изделиями ребята узнают откуда пришел данный способ, где в каких странах использовался, как видоизменялся. И конечно же ребятам всегда интересны те техники, которые еще знали применяли наши предки. Одна из таких техник – плетение.
Плетение одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара. Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира. Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных изделий. Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека.
Люди плели из разных растительных материалов: корней, лучины, гибких веток деревьев, луба, лыка, соломки дикорастущих и культурных злаков. Из конопляных и льняных волокон умели вить веревки и делать из них на деревянной колодке верёвчатые лапти.
Из глубокой древности из рогоза плели и ткали сумки, циновки, куртки для рыбаков. Почти каждый хозяин умел плести с сосновой лучины решето, короб для переноса сена, грибов, хранения лука. Из лозы плели корзины для картошки, хранения колбас, мебель, сундуки и ящики для одежды.
В славянской традиции, травоплетение берет свое начало от одного из важных праздников – дня Ивана Купала, когда плели венки из трав и злаков, ткали гобелены, украшали свои дома и защищали от злых духов. По древнему поверию, Ивана Купала символизирует расцвет сил природы. Самые ранние упоминания относятся к 12 веку (ФОТО ВЕНКОВ И ДЕТЕЙ)
Травоплетение — это техника, которую можно применить как в букетах, так и в композициях. Наиболее гармонично эта техника смотрится в летних работах. Это одна из тем, показывающих связь с природой, практиковалась в разных уголках мира. Давние традиции сохранились и сегодня, одним из самых популярных материалов при создании каркасов для букетов, гобелена, кашпо, элементов декора – является рогоз. Это растение с длинными, мягкими листьями, произрастающие в болотистых местностях, которые можно трасформировать (расщепить при помощи кензана), использовать для плетения декоративных элементов, таких как мандалы, жгуты, каркасы. (ФОТО КАРКАСОВ)
Эта традиция продолжается мастерами, дизайнерами, которые с большой любовью используют природный материал. Из травы, коры, листьев, веток они создают ковры, дорожки, гобелены, ширмы и другие изделия, которые радуют глаз природной красотой. (ФОТО ГОБЕЛЕН)
Правильно изготовленные изделия будут радовать вас не только в живом, но и в высохшем виде. Срок службы таких деталей интерьера будет составлять несколько лет. В каждом таком изделии частичка души мастера и кусочек лета.
Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные флористы создают в этой технике панно, гобелены, модели одежды. С учениками начальных классов мы создаем флористические аксессуары, кашпо, каркасы для букетов, декоративные элементы. Сейчас такое рукоделие становится всё более популярным и в молодёжной среде. Девочки украшают свои комнаты гобеленами, панно, кашпо, сделанных из трав и злаков, создают сумки.
Создание элементов и каркасов ручной работы требует усидчивости, кропотливости, знания законов построения композиций.
(ФОТО РАБОТ С УЧЕНИКАМИ И БУКЕТЫ)
«Природа – это источник живой мысли» – писал Сухомлинский, когда видел, как в душах детей загорается огонёк творческого вдохновения при контакте с Живой Природой. Кто хоть раз ощущал душой безграничную красоту Творца, которая воплощена в его живых мыслях, на Земле и за её пределами, тот по образу его и подобию начинает творить и сам.
Так и я, черпая вдохновение из целительного источника природы, из красот земных, творю вместе с ним. Бог создал Землю, как прекрасный живой дом для своих любимых детей, это знали и ценили наши предки. Очень хочется передать ремесленные традиции наших предков, научить сохранить и ценить красоту природы, приумножить, жить по её гармоничным законам, уберечь от техномусора (пластика, целлофана и др.), что и так заполонил просторы нашего уникального и неповторимого дома.