Пальцева Людмила Анатольевна
учитель музыки
МБОУ «Кубасская основная
общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
с. Кубассы
Музыка… Как сильна и созидательна.
Музыка… Ты есть. И это замечательно!
Д.Б. Кабалевский
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Выделяют три направления влияния музыки на человека: на духовную сущность, на интеллект, на физическое тело.
Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Музыка способствует повышению эмоциональной активности человека: она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию и поэтому она давно используется в психотерапевтических целях. Спокойная мелодичная музыка благоприятно воздействует на человека. Она не мешает выполнению работы, способствует концентрации внимания.
Давно известно, музыка – мощное средство художественного воспитания. Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным, слушая музыку, ребенок вживается в музыкальные образы которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни. Даже бессознательное восприятие детьми музыки оказывает положительный эффект на их интеллектуальную деятельность. А значит, она должна стать непременным спутником обучающихся.
Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер.
Музыкотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Этот метод основан на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса, лечения депрессии, для сопровождения физических занятий. Различают пассивную и активную форму музыкотерапии.
Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Определённые инструменты способны оказывать наиболее выраженное воздействие на органы тела человека, а также на определённые эмоции. В результате исследований учёные выявили такие взаимосвязи «музыкальный инструмент – орган тела»:
Рояль и синтезатор | Почки, мочевой пузырь |
Ксилофон, барабан и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок, фагот | Печень, желчный пузырь |
Саксофон, металлофон, колокольчик | Легкие, толстая кишка |
Скрипка, гитара, контрабас, виолончель | Сердце, тонкая кишка |
Флейта-пикколо и кларнет | Система кровообращения |
Флейта | Легкие и бронхи |
Орган | Позвоночник |
Рояль | Щитовидная железа |
Барабан | Сердце, кровеносная система |
Виолончель | Почки |
Цимбалы | Печень |
Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какова цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд – это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.
Так, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Джаз, блюз, диксиленд, калипсо поднимает настроение, избавляет от депрессий. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Составив рейтинг популярности композиторов классической музыки, исследователи получили интересную картину. При слушании классической музыки отдали предпочтение произведениям следующих композиторов: А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Баха, Р. Вагнера, Брамса, Ф.Шуберта, Г. Генделя, П.Чайковского, Й. Гайдна, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Лист.
Ведь это очень хорошо, когда у детей, начиная с маленького возраста, воспитывается музыкально-эстетический вкус.
Поэтому предлагается в школе использовать элементы музыкотерапии:
1) рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал;
2) рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время;
3) музыкальную терапию можно применять во время сна. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей;
4) желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка.
Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал пару песен, а затем отправился выполнять свои повседневные обязанности. Поэтому особенно важно, чтобы нужное воздействие осуществлялось комплексно, соблюдая преемственность детского сада, школы и имело продолжение в условиях семьи.
Современное состояние преподавания музыки в массовой школе и дошкольных учреждениях характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Этот процесс протекает неоднозначно, а порой и противоречиво.
Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования – все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека, о которой говорили еще выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы эстетического воспитания.
Освоение новых форм работы на уроке направлено на развитие музыкального мышления учащихся, развитие творческих способностей, повышения мотивации к предмету.
Интернет-технологии на уроках музыки применяю таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.
Инновационной формой работы я считаю использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его.
Принимая во внимание вышесказанное в ходе исследовательской работы экспериментальным путём выявлено положительное влияние классической музыки на обучающихся школы.
На первом этапе эксперимента в начале учебного года в фойе школы, был организован уголок психологической разгрузки, где звучала классическая музыка, с целью повлиять на поведение учащихся школы. На переменах были воспроизведены музыкальные произведения В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Вивальди. Во время эксперимента учащиеся становились спокойнее, разговаривали тише, не было беготни в коридоре. В первые дни эксперимента можно было предположить, что умеренное поведение и хорошая дисциплина вызваны интересом учащихся к звучанию музыки на переменах. Но периодичность эксперимента показала, что классическая музыка имеет силу, способную успокоить, расслабить и помочь отдохнуть.
На втором этапе было организовано прослушивание классической музыки во время обеда в школьной столовой. Цель – снизить активное поведение, помочь учащимся отдохнуть во время перемены и пробудить аппетит. В первые дни эксперимента шум в столовой перекрывал звучание музыки. Поэтому было решено провести в классах предварительные беседы о влиянии музыки на процесс пищеварения и рассказать учащимся о проведении данного эксперимента.
В последующие дни в столовой наблюдалась спокойная атмосфера, учащиеся, улыбаясь, не торопясь, с аппетитом обедали под музыку В.А.Моцарта, А.Вивальди, Э.Грига. В те дни, когда музыка не звучала в столовой, было шумно, учащиеся толпились в очереди, кричали и даже реагировали агрессивно.
На третьем этапе был проведен опрос учащихся, который показал, что музыка положительно влияет на их поведение и успеваемость.
Четвертый этап: каждодневная утренняя гимнастика тоже проводилась под музыку. Это поднимало настроение обучающихся, у них появлялось желание двигаться в соответствии с ритмом музыки, активнее выполнять предложенные упражнения.
На пятом этапе учителям-предметникам было предложено прослушивание музыки во время проведения контрольных работ, решения тестов. По словам учащихся, в тот день, когда музыку включали во время проведения тестирования, сосредотачиваться было легче, спокойнее, меньше волновались.
Таким образом, итогом исследовательской работы о влиянии музыки на человека можно сделать следующие выводы:
1. Музыка положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Для стимуляции умственной деятельности рекомендуется лучше слушать классические произведения, а именно музыку В.А.Моцарта, К.В.Глюка, Л.Бетховена, Э.Грига, а не тяжёлый рок.
3. Классическая музыка снимает мышечное напряжение, создаёт пространство успокоения и отдыха, делает окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и приятной, снижает чувство одиночества.
4. Музыка благотворно влияет на пищеварительную систему: повышает аппетит, стимулирует пищеварение.
5. Музыка влияет на сердечные ритмы и стабилизирует артериальный пульс и кровяное давление.
6. Музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания.
7. Музыка обладает волшебной силой, являясь мощнейшим источником энергии для человека.
В заключении хочется заметить, что новое поколение всегда от предыдущего, но меня тревожит всеобщий хаос, который чреват пренебрежением к искусству. Уменьшается стремление людей дать своим детям музыкальное образование. Это связано с бытовыми трудностями, но вместе с этим мы верим, что XXI век будет веком гуманизма и возрождения искусства. И для психологического, и для физического здоровья обучающихся нашей школы, для наполнения их волшебной силой необходимо регулярное прослушивание классической музыки, как в школьном образовательном учреждении, так и в домашней обстановке. Очень велика в этом роль семьи. Установление преемственности школы и семьи формируют первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.