Хисамеева Раиля Раулевна
Сафина Юлия Владимировна
воспитатель татарского языка
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 12 «Буратино»
г. Бугульма, Республика Татарстан
1. Цель проекта:
Расширить и углубить знания детей о нашем городе, дать общее представление о Республике Татарстан, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан своей страны, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях
- Знакомить с микрорайонами, улицами города, их названиями.
- Развивать кругозор детей;
- Воспитывать чувство гордости за родной город, любовь и бережное отношение к нему.
2. Особенности проекта:
– по составу участников: групповой
– по типу: познавательный
– по срокам реализации: длительный
3. Участники проекта:
– дети;
-воспитатели;
-родители;
-работники музея.
– музыкальный руководитель
4.Этапы проекта
Подготовительный этап:
Задачи: Определить и сформулировать круг актуальных и посильных задач. Введение детей в проблемную ситуацию, вызывающую у детей желание думать, анализировать, познавать.
Основной этап:
Задачи:
- Создание условий, необходимых для реализации проекта;
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- Сбор и обработка методических и практических материалов.
Заключительный этап:
Задачи:
- Защита проекта;
- Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными результатами фактически.
5.Прогнозируемые результаты:
- У детей будет сформировано чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду; чувство любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
1 БЛОК «Мой город»
Цель: воспитание любви к родному краю.
Задачи:
- Расширять представления детей о родном городе.
- Познакомить с историей возникновения нашего города, с историей появления герба.
- Познакомить с театрами и музеями города.
- Расширять представления о достопримечательностях и памятных местах своего города.
- Знакомить с улицами города и их названиями.
- Уточнить знания детей об улице М.Джалиля.
- Воспитывать чувство любви и привязанности к родным местам, желание узнать больше о родном микрорайоне.
- Развивать умения детей давать развернутое объяснение, выражать свои мысли связно и последовательно, делать выводы.
- Закрепить правила дорожного движения.
- Учить чувствовать прекрасное. Способствовать развитию эстетического вкуса.
- Продолжать формировать интерес к своему городу, вызвать чувство ответственности по отношению к своей малой родине.
2 БЛОК «Моя Родина – Татарстан»
Цель: формирование у детей представление о Татарстане как о родном крае.
Задачи:
- Знакомить детей с государственными символами Татарстана и их значением.
- Познакомить с символическим значением герба, цветов флага.
- Формировать представление о Казани как столице нашей республики.
- Закрепить названия крупных городов в Татарстане, рек. Названия народных промыслов.
- Воспитывать азы гражданства, патриотизма.
3 БЛОК «Этих дней не смолкнет слава»
Цель: закрепить знания о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
- Напомнить о памятных местах нашего города.
- Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашего прошлого.
- Познакомить с улицами города, носящими имена героев войны.
- Воспитывать уважение к героям войны, чувство гордости за свой народ, победивший врага.
Перспективно-тематический план
№ | Совместная деятельность воспитателей и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность родителей, детей и педагогов |
1. Подготовительный этап | 1.Развивающий диалог «Мы – бугульминцы». 2.Рассматривание иллюстраций, где изображен труд людей города. 3.Прослушивание песен, разучивание танцев; 4.Подготовка материала для фотовыставки. 5.Оформление дидактических игр. | 1.Рассматривание фотографий с видами города. 2.Рисование «Улицы родного города». 3.Описательный рассказ «Дом, в котором я живу». 4.Подготовка строительных материалов для постройки . 5.Дидактические игры: «Заколдованный город». «Герб города». «История родного города». | 1.Беседы о мероприятиях; 2.Сбор фотографий с видами города. 3.Фотосессии; 4.Целевые прогулки по микрорайону. 5.Просмотр городских телепередач (Изхар, Объектив); 6.Наблюдения на улицах, площадях, парках. |
2. Основной этап | 1.Дидактические игры: «Кто знает эту улицу?». «Узнаешь ли это место?» (по описанию). «Я начинаю, а ты продолжай». 2.Разучивание песни Р.Гадельшиной «Бугульма – родная сторона». 3.Развивающий диалог «Мой город». 4.Предметная аппликация “Сказочный городок”. 5.Выставка детских рисунков «Край, в котором я живу » 6.Знакомство с гербом города. 7.Целевая прогулка к вечному огню и аллее героев; монументам М.Джалиля, Г.Гафиатуллина, Г.Тукая, А.Алиша | 1.Сравнительная беседа по детским рисункам. 2.Использование строительных материалов для постройки макетов зданий, обыгрывание построек. 3.Дидактическая игра «Я описываю, а ты угадай, где я фотографировалась? (монологическая речь по фотоматериалам) 4.Выставка рисунков «Природа родного края» 5.Игры с куклами в национальных костюмах. 6.Просмотр фото – альбома о Бугульме «На высоком месте». | 1.Просмотр фото-видео материалов о городе. 2.Встреча с почетными жителями города. 3.Посещение мини-музея «Бабушкин сундук». 4.Выставка сувениров, посвященная родному городу, значков, брошюр, открыток 5.Экскурсия в краеведческий музей, театр. 6.Посещение аллеи Героев, Вечного огня, обелисков. Встреча с ветеранами ВОВ. 7.Участие в городских спортивно-развлекательных мероприятиях, национальных праздниках. 8. Просмотр слайдов «Бугульма вчера и сегодня» |
3.Заключительный | Музыкально-тематическая композиция «С днем рождения, милый город». Рассказывание стихов, песни, танцы. Презентация альбома «Город глазами детей» Подарок музею экспонатов. |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Развивающий диалог «Мой город».
Цель:
– воспитывать чувство гордости за родной город;
– развитие связной речи;
– систематизация знаний детей о родном городе.
Используемый материал: фотоматериалы, детские рисунки, герб города.
Предварительная работа: по проекту.
Словарная работа: герб, бугульминцы, национальность.
Ход работы:
Дети, когда сегодня я пришла на работу, на двери обнаружила письмо (показывает письмо). Хотите узнать, что там написано? (ответы детей).
Здравствуйте дети. Пишет вам сказочник. Я со своими друзьями-артистами хотел бы приехать в ваш город и показать кукольный спектакль. Мы хотели бы познакомиться с вами и узнать про ваш город. Ребята, помогите нам, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем, сказочнику ребята?
(ответы детей).
Послушайте стихотворение:
Ты нравишься мне, Бугульма!
Люблю твои звонкие зори!
На этих суровых холмах
Познала ты счастье и горе…
Всем нравишься ты, Бугульма!
Стоишь уже третье столетье.
Пусть нет небоскребов – громад,
Но ты как ребенок прелестна.
Особую тайну хранит
Земля твоя чутко и нежно,
Но тайна твоя как гранит,
А ты не теряешь надежду.
А теперь внимательно послушайте вопросы и ответьте мне.
1. Как называется наша республика?
2. Назовите столицу нашей республики.
3. В каком городе мы с вами живем?
4. Какие города в республике вы знаете?
5. Какие улицы в городе знаете?
6. Как называются жильцы нашего города?
7. Люди, каких профессий трудятся в нашем городе
8. Чем знаменит наш город?
9. Какие исторические места и достопримечательности имеются в нашем городе?
10.Где отдыхают жители нашего города?
(ответы детей в развивающем диалоге)
ГЕРБ ГОРОДА.
(Дидактическая игра)
Цель: Закрепить представление детей о гербе родного города;
уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
2.Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
4.детям предлагается гербы других городов для подобной же игровой задачи.
ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА.
( игра-лото)
Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД.
(игра)
Задачи: закреплять представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры. (Перед началом игры воспитатель проводит мини-беседу о родном городе). Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий. затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Дворца молодежи – фотография здания Дворца молодежи и т.д.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам.(возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
СТИХИ О БУГУЛЬМЕ.
«БУГУЛЬМА»
Бугульма, Бугульма
Город древний, сейчас современный.
Здесь живет молодёжь,
Строит, нефть добывает стране.
Здесь живут старики,
Детский смех раздается повсюду.
Город наш и для нас нет милее,
Роднее, чем ты, нет нигде.
Расцветай, Бугульма,
И неси людям счастье и радость.
Ты дыханьем своим согревай,
Наставляй на века.
Красивей и расти и душой молодей
Нам на радость.
С днем рожденья тебя поздравляет
Вся наша родная страна!
«МОЙ ГОРОД»
Ты нравишься мне, Бугульма!
Люблю твои звонкие зори!
На этих суровых холмах
Познала ты счастье и горе.
Особую тайну хранит
Земля твоя чутко и нежно.
А тайна твоя как гранит,
Но ты не теряешь надежду.
О, сколько отважных детей
Вспоила березовым соком,
И край безвозвратных потерь
Сама проводила до срока.
Всем нравишься ты, Бугульма!
Стоишь уже третье столетье.
Пусть нет небоскребов – громад,
Но ты как ребенок прелестна.