Шернина Светлана Викторовна
Никонова Ирина Ивановна
учитель-логопед
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №316
комбинированного вида» Советского района г. Казани, Республика Татарстан
Цель: Закрепление основных правил поведения пешехода.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт, правила дорожного движения»;
– знакомство с элементами дороги;
– формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Коррекционно – развивающие:
– развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи);
– развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки в пространстве;
– развитие межполушарных связей;
– развитие мимики, музыкального ритма, темпа, просодии.
Коррекционно – воспитательные:
– воспитание осознанного желания соблюдать правила дорожного движения;
– воспитание дружеских, доброжелательных отношений между детьми.
Материал.
Канат. Круги красного, желтого и зеленого цветов по количеству детей.
Коврик, имитирующий пешеходный переход, светофор.
Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города.
Ход занятия
Введение в тему занятия
Логопед: Сегодня мне позвонил Крош. Он мне рассказал, что хотел прийти к нам в гости, но заблудился. И очень просит, чтобы вы ему помогли.
Поможем Крошу?
Дети: Да.
Воспитатель: А в каком городе мы живем?
Дети: Мы живем в городе Казань.
Логопед: На какой улице находиться наш детский сад?
Дети: Наш детский сад находиться на улице Карбышева, дом 44.
Логопед: На чем можно доехать до нашего детского сада?
Дети: До нашего детского сада можно доехать на автомобиле, автобусе, трамвае, троллейбусе.
Логопед: Отправляемся в детский сад, а Крош нас догонит.
- Вводные упражнения
Ходьба по кругу Ходьба перекрестным шагом (перешагивание через канат) |
Логопед: «Рано утром мы встаем» Дети: «Дружно в детский сад идем» Логопед: «По тропинкам и дорожкам» Дети: «Зашагали наши ножки» |
Ходьба змейкой на носочках |
Логопед: «Тянем к солнышку ладошки» Дети: «Словно струнки наши ножки» |
Ходьба на пятках |
Логопед: «Если дождь прошел?» Дети: «Не тужим, на пяточках пройдем по лужам» |
Ходьба топающим шагом |
Логопед: «Красный трамвай по рельсам бежит» Дети: «Нас в детский садик Он быстро домчит» |
Бег врассыпную |
Логопед: «Автомобили разные по улицам бегут» Дети: «Мальчиков и девочек с ветерком везут» |
Дети замерли на месте |
Логопед: «Сломался автомобиль. Ему срочно требуется ремонт. |
- Упражнения на развитие речевых и мимических движений, регуляцию мышечного тонуса, развитие межполушарных связей
Дети перестраиваются парами. «Ремонт автомобиля»
«Гайки» – одновременное вращение кистями вытянутых рук: правая рука идет сверху вниз, а левая наоборот. |
Логопед: Превращаемся в автомехаников. Дети: «Гайки крутим. Раз, два, раз, два.
|
«Насос» – имитация работы ножного насоса: притопывание ногой, руки соединены перед грудью, опускаются и поднимаются в такт музыки. |
Логопед: «Шины качаем» Дети: «Шины качаем, ш-ш..» |
«Колесо крепим» – наклон и круговые движения двумя руками от себя, подъём и круговые движения двумя руками к себе. |
Логопед: «Колесо крепим» Дети: «Один – два…» |
«Стекла чистим» – дети стоят лицом друг к другу, ладони детей соединены, руки подняты на уровне лица. Совместные движения рук, не размыкая ладоней вправо, влево, приседая. |
Логопед: Стекла чистим: Дети: «С – С, С – С..» |
3. Упражнения на развитие мимических движений
Наклон вперед, руки расслаблены. |
Логопед: «Поработали, устали. |
Потягивание, руки вверх. |
Потянулись. |
Наклоны головы к плечу. |
Друг на друга посмотрели. |
Руки разведены в стороны, плечи подняты. |
Удивились. |
Улыбка. |
Улыбнулись |
Умывание. |
и умылись. |
Дело сделано…»Дети: «Ура! Отправляться в путь пора!» |
Появляется Крош
Крош: Погодите, не спешите, и меня с собой возьмите.
Логопед: Здравствуй, Крош. Как добрался? Почему ты задержался?
Крош: Здравствуйте, ребята, очень долго я у дороги стоял. Все цвет на светофоре выбирал, никак не мог решить на какой мне переходить.
Логопед: Ребята, мне кажется, Крош совсем не знает правила дорожного движения.
Дети: А мы его научим!
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Цепочка» |
Пальчики перебираем, правила припоминаем |
«Солнышко» Дети грозят пальцем |
Если свет зажегся красный, Значит – двигаться опасно! |
«Солнышко» Дети стоят, опустив руки вниз |
Желтый свет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья. |
«Солнышко» Жест регулировщика |
Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» |
- Музыкальная игра «светофор» на развитие памяти, внимания и ориентации в пространстве
(Дети с кружочками в руках под музыку бегают по залу, по сигналу выстраиваются тройками: красный, желтый, зеленый)
- Упражнения на развитие чувства музыкального ритма, темпа, просодии
Крош: «А если светофора нет?»
Дети выполняют движения соответствующие тексту.
Дети:
«Если светофора нет,
Мы дадим один совет:
Осторожно! Не спеши!
Влево, вправо посмотри
И тогда переходи!
Крош: Влево, вправо посмотри и тогда переходи. А где переходить? Дорога такая длинная!
Дети: Для пешеходов есть специальный пешеходный переход. Есть подземный, есть наземный. Наземный переход еще называют «зебра».
Логопед: Как же тебе объяснить, чтобы было понятнее?
Дети: Давайте поиграем в игру «Переход»
Музыкальная игра «переход»
(мальчики – автомобилисты, девочки – пешеходы)
Крош: Спасибо, ребята, я все понял.
7. Заключительные упражнения на развитие просодии и чувства музыкального ритма.
Дети двигаются в соответствии с музыкой и словами песни. |
Погасло солнце красное. Не гаснет светофор. На улице – опасно, Он знает с давних пор. И потому, и потому Усталости не знает. И от нечаянной беды Он нас оберегает. |
Крош: Спасибо, ребята, я все запомнил: переходить дорогу нужно только на зеленый свет и только по пешеходному переходу. Побегу расскажу об этом моим друзьям Смешарикам.
До свидания!
Дети спокойным шагом уходят в группу.