Казакова Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования
ЦДТ Ново-Савиновского района
г. Казани, Республика Татарстан
Аннотация
Методическая разработка «Урок хореографии»
Данный материал раскрывает вопросы ведения урока хореографии, раскрывает структуру урока и формы его организации.
Данная методика рекомендуется для хореографов, работающих с детьми начальных классов.
Цель: Мотивация деятельности учащихся
Задачи:
- Формирование новых знаний у детей.
- Применение полученных знаний на практике.
- Стимуляция интереса к хореографии у детей.
Введение
Структура урока и формы организации имеют огромное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы обучаемого. Начинающие хореографы часто сталкиваются с трудностями формулирования целей уроков, его структурного построения, оформления поурочного плана. И данные методические рекомендации нацелены оказать помощь в работе молодых педагогов.
Чаще всего урок состоит из разных элементов:
- Изучение нового материала. Независимо от формы урока, метода, приемов, этот элемент всегда самым важным.
- Закрепление пройденного. Для получения прочных знаний необходимо их постоянное закрепление.
- Оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.
- Домашнее задание. Это элемент закрепления пройденного материала.
- Обобщение знаний.. Необходимый элемент современной хореографии.
Уровень современности урока, его эффективность определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство педагога и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.
Существует несколько типов уроков:
1 тип – урок изучения нового материала. Это может быть лекция педагога, беседа, постановка и проведение экспериментов. При этом не следует забывать что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.
2 тип – Уроки совершенствования знаний, умений и навыков заключаются в следующем: обобщение новых знаний; закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков. Повторение конечно же играет огромную роль. К примеру: повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут.
3тип – Урок обобщения и систематизации нацелен на овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности для овладения предмета в целом, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.
4 тип – Комбинированный урок решает задачи всех предыдущих трех типов уроков. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: организация занятий; повторение и проверка знаний учащихся; введение учителем нового материала и организация работы учащихся; закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; домашнее задание и инструктаж по его выполнению; подведение итогов урока с выставлением оценки за работу. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока.
5 тип – Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся предназначен для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, умений и навыков. Контроль может осуществляться как устный опрос; письменный опрос; зачет и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.
Существуют виды уроков:
лекция, семинар, опрос, экскурсия, кино урок, урок самостоятельных работ, экзамен смешанный урок.
Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т. д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная или творческая) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др.
Структура уроков
Урок изучения нового материала
– организация начала урока;
– цель и задачи урока;
– подготовительная работа нового материала ;
– объяснение нового материала;
– итоги урока и задание на дом.
Урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.
– организация начала урока;
– постановка цели и задач урока;
– закрепление;
– итоги и задание на дом.
Комбинированный урок.
– организация начала урока;
– проверка домашнего задания;
– постановка целей и задач урока;
– объяснение нового материала;
– закрепление – повторение;
– итоги урока и задание на дом.
Цели и задачи учебного занятия
На учебном занятии преподаватель решает задачи обучения, воспитания и развития.
1.Дидактическая или обучающая цель – это знания, умения и навыки, необходимые при обучении.
2. Развивающая цель – развитие творческого мышления и способностей, формирование умений и навыков самостоятельного мышления, трудолюбия.
3. Воспитательная цель – воспитание гражданских качеств личности (нравственности, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, честности, высоких нравственных чувств).
План учебного занятия необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия. Планы уроков характеризуют стиль работы преподавателя, а их обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
Цели урока:
дидактическая
1. ознакомить
2. сформировать знания
3. добиться усвоения
4. обобщить знания
5. научить приемам
6. сформировать умения
7. закрепить навыки
8. научить организовать рабочее место
9. научить самостоятельно оценивать результаты работы, делать выводы и т.д.
развивающая
1. развитие мышления (умений анализировать);
2. воображения репродуктивного и творческого;
3. сенсорных навыков (музыкального слуха, чувства ритма)
4. моторных навыков (точность движения, их скорость, сила, темп);
5. умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
6. волевой и эмоциональной сферы (эмоционального, артистичного исполнения, настойчивости, умение владеть собой, способность преодолевать трудности.
Воспитательная
1. воспитание интернационализма (интерес к культуре, искусству разных народов),
2. воспитание экологическое (чистота класса, раздевалки, аккуратность и опрятность внешнего вида и т.д.)
3. воспитание мотивов учения (познавательной потребности, интерес и активность),
4. мотивов труда (потребность в нем, желание добиться высоких результатов труда, желание овладеть профессией);
5. воспитание гуманности (внимательное отношение к окружающим, сочувствие, уважение старших);
6. воспитание коллективизма (привычки считаться с мнением коллектива, умения работать в ансамбле);
7. воспитание дисциплинированности (выполнение установленных норм требований к поведению и труду);
8.воспитание эстетических взглядов (стремление к красоте в результатах труда, культуре рабочего места и поведения, формирование эстетического вкуса);
9. воспитание экономических качеств (бережного отношения к материалам к культурным источникам, времени, оборудованию, костюмам и т.д.)
Ход урока хореографии:
- Организационный момент:
- поклон, проверка присутствующих на уроке, соответствующий внешний вид, уровень подготовки танцевального класса, цели и задачи данного урока.
- Основная часть
1. Фитнес-разминка (элементы йоги, стретчинга, ЛФК)
– закрепление пройденного материала
– объяснение правил исполнения, показ нового упражнения и его исполнение учащимися
2. Разучивание танцевальной композиции
–повторение пройденных движений, комбинаций движений
– объяснение правил, показ новых движений и их исполнение учащимися
- Подведение итогов урока (анализ работы класса на уроке, оценки)
- Домашнее задание (объяснение задания, поклон)
Структура урока:
- Разминка в движении;
- Партерная гимнастика;
- Классический станок( элементы у палки);
- Танцевальная композиция
- Завершающаяся
Первая.
Сюда входит: ход на полу пальцах, на пятках, ход с подъемом колен, бег с захлестом ног, галоп, прыжки по диагонали (в шпагате).
Вторая.
Сюда входят элементы ЛФК(кошка-собака, велосипед), элементы стретчинга(змея, захваты ног, шпагат, мост).
Третья.
Последовательность экзерсиса может быть примерно такой:
- plie;
- battement tendu,
- гond de jambe par terre;
- вattement fondu et battement soutenus;
- battement frappes;
- adagio,
- grand battement;
- Battement releve lent et battement developpes;
- Grand battement jete.
Четвертая.
Разучивание элементов танца, изучение рисунков танца, соединение в композиции, достижение понимания танца всех участников коллектива, выработка синхронности всех элементов, придание характер танцу и эмоциональный оттенок.
Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения.
Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.
Список литературы
- «Богословский В.В., Ковалев А.Т., Степанова А. М. Общая психология – М.: «Просвещение», 1981.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб, 2001.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001
- Нарская Т.Б. Классический танец. – Челябинск, 2000.
- Педагогика Педагогические теории, системы, технологии. – Под ред. СА. Смирнова, М.: АСАШМА, 2000.