Аслямова Резеда Масгутовна
Шадрина Эльвира Алмасовна
Хуснулгатина Рания Габдульбаровна
Фаттахова Римма Асхатовна
учителя-дефектологи
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 48 «Винни-Пух»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Аннотация к проекту:
Данный проект направлен на решение проблем успешного освоения программного материала по математике ребенком с нарушением зрения. Были разработаны серии заданий с учетом коррекции зрительно-пространственной ориентировки и обогащения зрительно-пространственных представлений в процессе систематических упражнений в выделении и понимании пространственных признаков и отношений.
Проект разработан для дошкольников старшей группы с нарушением зрения, учителей-дефектологов, воспитателей, родителей.
Ориентировка в пространстве является одной из наиболее сложных проблем у слабовидящих детей, поэтому данный проект позволит повысить уровень пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.
Проектная работа
«Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
старшего дошкольного возраста»
Паспорт проекта
Тип проекта: обучающий, закрепляющий, игровой, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 уч. год)
Актуальность проекта:
Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию – важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.
Нарушение зрения возникает в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движения, малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками хуже развиваются пространственные представления, возможности практической макро- и микроориентировки, словесное обозначение пространственных отношений.
Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки определения детьми формы, всех пространственно расположенных предметов.
Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и привлечения всех сохранных анализаторов (слух, тактильно-двигательное восприятие, обоняние ит.д.) только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Цель проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения разным видам ориентирования: в макро- и микропространстве, а так же на теле человека.
Задачи проекта:
- Обобщать представления и накапливать знания, умения навыки детей о видах пространственного ориентирования, их значении в жизни человека;
- Продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости стола, стены, картины, листа бумаги и т.д.;
- Развивать у детей умения ориентироваться в макропространстве, как в замкнутом (помещения детского сада), так и открытом (на улице) пространстве;
- Тренировать у детей тренировки на теле человека, как на самом себе, так и на теле другого человека;
- Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме, карте помещения и уличных участков, а также их самостоятельном составлению.
Участники проекта: дети старшей группы с нарушением зрения, учителя-дефектологи, воспитатели, родители.
Методы исследования:
- словесные – беседа, рассказ, объяснение
- наглядные – наблюдение, иллюстрации, демонстрации
- практические – дидактические игры
Принципы:
- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения
- комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития в познании окружающего мира;
- создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня сформированности ориентировки в пространстве у слабовидящих детей.
- Применение детьми полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- Совершенствование форм взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
- Повышение компетенции родителей в вопросе развития ориентировки в пространстве у слабовидящих детей.
Практическая значимость:
– Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями.
– Реализация данного проекта повысит профессиональную компетентность педагогов, внесёт значительные изменения в развивающую среду ДОУ, повысит качество образовательного процесса.
– В ходе реализации проекта можно наблюдать: творческое взаимодействие детей и родителей; освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения; расширение словарного запаса детей пространственной терминологией; развитие детского мышления, памяти, воображения, а также коммуникативных способностей.
Содержание проекта:
Содержание представлено календарно- тематическим планированием и планированием работы по реализации проекта по трем направлениям (с детьми, родителями, сотрудниками)
План реализации проекта:
№ |
Вид деятельности (мероприятия) |
Цель |
Сроки |
||||
Подготовительный этап |
|||||||
1 |
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. |
сентябрь |
|||||
2 |
Изучение литературы |
Проанализировать литературу по проблеме проекта, с целью внедрения ее в практику коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения |
Сентябрь |
||||
3 |
Обсуждение возможных мероприятий проекта с родителями и педагогами |
Обсудить мероприятия проекта с его участниками |
Сентябрь |
||||
4 |
Анкетирование родителей |
Выяснить знания родителей о уровне развития ориентировки в пространстве ребенка и как выполняются рекомендации в домашних условиях, индивидуальные особенности детей. |
Сентябрь |
||||
5 |
Подбор дидактического материала |
Подобрать материал, с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей |
Сентябрь |
||||
6 |
Изготовление материалов и пособий |
Совместно с родителями изготовить необходимый материал для коррекционных занятий с детьми |
Сентябрь |
||||
Основной этап |
|||||||
Организованная образовательная деятельность |
|||||||
Тема |
Цель |
Сроки |
|||||
1. |
«Осень» |
Развивать навыки микроориентировки. Учить располагать и находить предметы в названных направлениях. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Развивать мыслительные операции, внимание. |
сентябрь |
||||
2. |
«Дары леса» |
Учить детей понимать и воспроизводить (срисовывать) простейшую схему пространства. Упражнять в словесном обозначении направлений движения и расположения предметов на схеме соответствующими пространственными терминами. |
сентябрь |
||||
3. |
«Мой дом» |
Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью геометрических фигур. Развивать умения соотносить реальные предметы с их условным изображением. Упражнять в речи пространственные термины. |
Октябрь |
||||
4. |
«Моя семья» |
Знакомить с названием нашей страны, родного города, улицы. Познакомить с картой страны, города. Развивать логическое мышление. |
октябрь |
||||
5. |
«Моя улица» |
Воспитывать любовь к родным местам, знакомить с ними. Учить название города, улицы. Определять и словесно обозначать расположение предметов в микропространстве. Развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление. |
октябрь |
||||
6. |
«Одежда» |
Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве. Развивать умение показывать рукой направление движения и передвигаться в заданном направлении. Упражнять в расположении предметов на поверхности листа в соответствии с образцом. Развивать речь, мыслительные операции. |
Ноябрь |
||||
7. |
«Магазин игрушек» |
Учить детей правильно использовать пространственные термины (за, около, перед и т. д.) Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на листе в клетку. Упражнять в расположении предметов на листе в клетку по образцу. Развивать зрительное внимание. |
ноябрь |
||||
8. |
«Транстпорт» |
Учить детей выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать навыки микроориенти-ровки. Учить использовать в речи пространственные термины, обозначающие направление движения. |
ноябрь |
||||
9. |
«Пришла зима» |
Расширять представления детей о величине предметов (меньше- больше, широкий-узкий, высокий-низкий). Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать зрительно-моторную координацию. |
декабрь |
||||
10. |
«Обитатели зимнего леса» |
Учить рисовать схему движения по образцу. Развивать умение определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в макро- и микропро-странстве. Продолжать знакомить с простейшей схемой пространства. Развивать пространственные представления, речь, внимание. |
декабрь |
||||
11. |
«Игрушки Деда Мороза» |
Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога. Учить детей читать схемы пространства и словесно обозначать направление своего движения. Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего пространства. Развивать мелкую моторику рук. |
декабрь |
||||
12. |
«Времена года»» |
Развивать навыки микроориентиров-ки. Упражнять в расположении предметов на доске в названных направлениях. |
январь |
||||
13. |
«Профессия пилот» |
Развивать навыки микроориентировки. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать зрительно-моторную координацию. |
Январь |
||||
14. |
«Время суток» |
Учить располагать предметы на поверхности доски в названных направлениях. Развивать умение находить предметы в названных направлениях окружающего пространства. Упражнять в передвижении в заданном направлении, обозначении направления движения соответствующими пространственными терминами. |
январь |
||||
15. |
«Поговорим о профессиях» |
Учить детей правильно употреблять пространственные термины. Учить контролировать свои действия в процессе собирания разрезных картинок с помощью зрения и осязания. Закреплять умение детей ориентироваться в микропространстве. |
февраль |
||||
16. |
«День защитника Отечества» |
Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. Продолжать учить передвигаться в названном направлении, обозначать направление движения соответственными пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад). |
февраль |
||||
17. |
«Мамин праздник» |
Продолжать учить детей определять расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Учить словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке. Упражнять в расположении предметов на поверхности фланелеграфа в названных направлениях. Развивать прослеживающую функцию глаза. |
март |
||||
18. |
«Моя мама» |
Развивать навыки ориентировки в микропространстве. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами. Развивать мелкую моторику рук. |
март |
||||
19. |
«Прогулка по улице города» |
Познакомить детей с картой района, с расположением домов на улице. Расширять представления детей о величине предметов. Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных терминов. |
март |
||||
20. |
«Путешествие к звездам» |
Развивать пространственное мышление. Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве, Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. |
Апрель |
||||
21. |
«Подземный транспорт» |
Развивать умение детей ориентироваться по схеме. |
апрель |
||||
22. |
«Птицы» |
Совершенствовать навыки ориентировки на листе. Учить выделять пространственное положение объекта в группе предметов. Учить детей активно использовать в речи пространственные термины. |
Апрель |
||||
23. |
«Цветы» |
Развивать навыки микроориен-тировки. Учить активному использованию в речи пространственных предлогов и наречий. Упражнять в выполнении практических действий в соответствии со словесными инструкциями педагога. |
Май |
||||
24. |
«Расселим животных по Земле» |
Познакомить детей с картой мира. Учить правильному использованию в речи пространственных предлогов и наречий. Знакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах земли (Урал, Северный Ледовитый океан, Африка). |
май |
||||
Дидактические игры и пособия |
|||||||
1 |
Дидактические игры и задания на ориентировку «самом себе» |
||||||
«Зеркало» «Стоп» (с карточками – символами поз) «Найди на ощупь» «Дорисуй лицо» «Что выше, что ниже?» «Наши руки» «Где что находится?» «Чего у нас по два» «Выше – ниже» «Угадай на ощупь» «Собери картинки» «Загадки о частях тела» |
– Формировать представление о собственном теле с помощью зрительного, тактильного ощущения; умение правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей. – Учить видеть признаки сходства и различия и выражать это в речи. Научить соотносить стороны тела и парные органы с правой и левой рукой. – Развивать пространственное мышление, активизировать речь. – Закреплять представление о пространственном расположении частей лица, тела с помощью зрения, тактильного ощущения. – Упражнять в местоположении предметов «от себя». – Совершенствовать зрительно-моторную координацию. |
в течение года |
|||||
2 |
Дидактические игры и задания на ориентировку по схематическим условным изображениям предметом, соотносимо с игрушками и предметами, с их условными обозначениями |
||||||
«Пляшущие человечки» (схематические позы человека) «Покажи и расскажи» (местоположение частей тела и лица) «Где звенит колокольчик?» «Выложи картинки по порядку» «Зарисуй сказку» |
– Совершенствовать представление детей о схематических условных изображениях предметов (четкий контур изображения). – Учить соотносить предметы с их условным изображением и пространственным расположением. – Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаз. – Научить схематично изображать небольшое художественное произведение. – Формировать понятия «раньше», «позже» |
в течение года |
|||||
3 |
Дидактические игры и пособия на микроориентировку на поверхности листа бумаги «от себя» |
||||||
«Украсим коврик» «Найди на ощупь» «Звездное небо» «Выложи ряд» «Плоскостной конструктор» «Трафареты» |
-Активизировать зрительно- пространственный навык ориентировки на листе бумаги. – Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. – Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взгляда. – Закрепление навыка ориентировки на собственном теле. |
в течение года |
|||||
4 |
Дидактические игры и задания на определение пространственного расположения предметов с точкой отсчета «от себя» |
||||||
«Угадай на ощупь» Тактильное ощущение поверхности Составление описания предметного окружения в группе с точкой отсчета «от себя» |
– Учить определять пространственное расположение окружающих предметов с точкой отсчета «от себя», ориентироваться в пространстве с помощью тактильных ощущений. – Активизировать зрительно- пространственные навыки ориентировки с точкой отсчета «от себя». – Развивать тактильную память, зрительные функции. – Закреплять умение понимать схематические изображения. |
в течение года |
|||||
5 |
Дидактические игры и задания на передвижение в заданном направлении по ориентирам и без них |
||||||
«Найди игрушку» «Расскажи, где стоит игрушка?» «Найди предмет по указанному ориентиру» «Правильно пойдешь, игрушку найдешь» |
– Учить ориентироваться в пространстве на световые, цветовые и звуковые ориентиры. – Учить передвигаться в заданном направлении. |
в течение года |
|||||
6 |
Дидактические игры и задания на ориентировку в помещении детского сада с использованием всей сенсорной сферы |
||||||
«Путешествие по детскому саду» «Угадай, куда идем?» «Поможем малышам» «Что пахнет, что звучит?» |
– Учить самостоятельно перемещаться в помещении по характерному запаху, звуку, покрытию пола. Развивать пространственное представление на основе практической ориентировке. |
в течение года |
|||||
7 |
Дидактические игры и задания на ориентировку на участке детского сада с помощью сохранных анализаторов |
||||||
«Найди сундучок» «Что находиться на участке близко-далеко?» «Пройди по дорожке» «Расскажи, что где находиться» «экскурсия по участку» |
-Учить ориентироваться на участке детского сада и на улице с помощью сохранных анализаторов. – Развивать пространственное представление на основе практичес-кой ориентировки на участке. -Совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы и словесно обозначать пространст-венное расположение объекта. |
||||||
8 |
Дидактические игры и задания на моделирование простейших пространственных отношений с помощью плоскостных геометрических фигур, предметов заместителей |
||||||
«Кукла переехала» «Поможем Чебурашке» «Сделаем Карлсону план» |
-Познакомить с простейшей схемой пространства (Кукольная комната). -Учить моделировать пространственные отношения. – Развивать пространственное представление при помощи моделирования. |
в течение года |
|||||
9 |
Дидактические игры и задания на ориентировку в помещении при помощи схемы-плана в открытом пространстве |
||||||
«Поезд» «Наша группа» (план) «Отгадай и покажи» «Кукла гуляет по участку» «Посадим цветы на участке» «Поможем кукле пройти на участок» |
– Познакомить со схемой пути передвижения в помещении детского сада. -Учить составлять простейшие схемы пути в различных направлениях, передвижения в пространстве, ориентироваться по схеме. |
в течение года |
|||||
Работа с педагогами |
|||||||
Цель |
Формы работы |
Сроки |
|||||
1 |
Закрепить и совершенствовать способности детей и приемы ориентировки в окружающем пространстве |
Ознакомление с результатами диагностики и рекомендации воспитателям. |
Сентябрь Январь Март |
||||
2 |
Обсуждение причин низкого уровня развития детей и подбор мероприятий для коррекции недостатков |
Участие в работе ПМПк |
Ноябрь Январь Март |
||||
3 |
Ознакомление с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения |
Консультация «Особенности развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» |
Декабрь |
||||
4 |
Коррекция подготовки занятий воспитателем учетом зрительных способностей детей |
Индивидуальная работа с воспитателями по обсуждению и подготовке занятий |
|||||
5 |
Совершенствовать работу воспитателей при подготовке предметно-развивающей среды в группе |
Рекомендации по оформлению коррекционного уголка на тему «Ориентировка в пространстве» |
Начало учебного года |
||||
6 |
Закрепить знания воспитателей при организации образовательного процесса с детьми при ознакомлении с окружающим миром, умение ориентироваться в нем, при обучении пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности |
Консультации, рекомендации, индивидуальная работа, семинары, диспуты, мастер-классы |
В течение года |
||||
Работа с родителями |
|||||||
1 |
Консультирование по вопросам воспитания и обучение детей с нарушением зрения |
Индивидуальные беседы |
В течение года |
||||
2. |
Ознакомление родителей с необходимой информацией в дефектологической области педагогического процесса |
Выступление на родительском собрании |
В течение года |
||||
3. |
Коррекция недостатков по результатам диагностики дошкольников |
Обсуждении результатов диагностики, предложении и рекомендации практического характера в индивидуальном порядке |
Сентябрь Январь Март |
||||
4. |
Практические рекомендации для родителей детей старшего возраста |
Участие в заседаниях клуба «Крепыш» |
В течение года |
||||
5. |
Информировать родителей о необходимой работе с детьми в домашней работе |
Консультации для родителей |
В течение года |
||||
6. |
Показ результатов работы учителя-дефектолога и способности детей на занятиях |
Показ открытых занятий |
В течение года |
||||
Заключительный этап |
|||||||
1 |
Обработка и анализ материалов проекта |
Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта. |
Май |
||||
2 |
Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях. |
Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребенка. |
Май |
||||
3 |
Круглый стол «Наши успехи, достижения» |
Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. Обмен мнениями о проведенной работе, обсуждение планов на будущее. |
Май |
||||
4 |
Презентация проекта |
Май |
Список литературы
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Дружинина Л.А. Занятия по ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. –Челябинск: издательство Марины Волковой, 2011.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –М.: Просвещение, 1985.
- Мухаев М.П. Ориентировка в пространстве: практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М. ГороД, 1998.
- Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения //Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах / под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга: Адель, 1998.
- Подколзина Е.А. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
Приложение
Развитие микроориентировки
«Кошки-мышки» «Умные мотыльки»
Развитие ориентировки в пространстве
«Слева – справа» «далеко-близко»
Развиие ориентировки «на себе»
«Назови правильно» «Фоторобот»
Развитие ориентировки в пространстве с помощью схем