Малая Светлана Владимировна
Фазуллина Гульнур Тагировна
Мударисова Альбина Хабебетдиновна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84 «Серебряное копытце»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель игры: формирование позитивных навыков общения педагогов, умение работать в команде, в коллективе; систематизировать знания по вопросам развития игровой деятельности у детей.
Задачи:
- определить уровень профессиональной подготовленности педагогов;
- развить сплочённость, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, способствовать творческому поиску;
- расширить знания педагогов о современных подходах к организации сюжетно-ролевых игр.
Форма проведения: «деловая игра».
Ход игры:
Вед. Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.
«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» – говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.
И дети идут и играют. Одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребенка.
Тема нашей сегодняшней встречи – «Игра – это серьезно!».
1) Игра «Продолжи фразу» (с мячом).
Участникам предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…».
(Распределение на 2 команды (листы, карандаши))
2) Закрепляем понятия.
Ведущий зачитывает определения, участники команд должны подобрать к нему понятие (на экране). Команда, давшая правильный ответ первой, получает 1 фишку.
- Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. (Строительные игры)
- Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. (Сюжетно-ролевая игра)
- Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемыми ребенком игрушкам (Режиссерская игра).
- Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры. (Игра-драматизация)
- Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. (Дидактическая игра)
- Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. (Подвижная игра)
3) «Блиц – опрос» – каждая команда ответит на 4 вопроса, за каждый правильный ответ команда получает 1 фишку.
Команда №1
1. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)
2. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет).
3. Как называются предметы, которые заменяют ребёнку игрушку? (предметы – заместители).
4. Как называют игры, в которых ребёнок раскрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый? (игра-драматизация).
Команда №2
- Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
- Как называются игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (режиссёрские)
- Какая главная задача в дидактической игре? (обучающая)
- Что является «сердцем» игры? (роль)
4) Педагогические ситуации
Каждая команда получает 1 фишку.
1 команда.
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», – говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», – запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2 команда.
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», – сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
5) Составьте перечень
За ответ команда получает 1 фишку.
1 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Строители»
2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры “Больница”
6) Черный ящик: (задание каждой команде)
Против вас играет старшая медсестра Печищева Елена Сергеевна
Внимание! Вопрос!
Назовите гигиенические условия организации сюжетно – ролевой игры.
Правильный ответ: (наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек, обработка атрибутов, обеспечение места и времени для игр)
Против вас играет родительница 7 группы Хусаенова Деляра Флеровна
Внимание, вопрос!
Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Правильный ответ: (лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью)
Против вас играет старший воспитатель Трифонова Елена Владимировна.
Внимание вопрос!
Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно – ролевую игру
Правильный ответ: (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
Подведение итогов игры
Рефлексия:
Так что же представляет собой игра? Игра – это развитие. Активное и творческое.
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им.
Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр:
1. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.
2. Следует помнить, что воспитатель может писать «конспект» сюжетной игры для себя лишь как возможный проект свободных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников.
3. От искусства взрослого вовремя принять предложение детей в ходе игры, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.