Фахриддинова Светлана Каусаровна
воспитатель
МБДОУЦРР д/с №6 «Жар-птица»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Программное содержание: Расширение представлений детей о весенних изменениях в природе. Обучение установлению простых причинно-следственных связей между изменениями в живой и неживой природе в весенний период. Углубление представлений детей о жизни птиц с приходом весны.
Продолжать учить детей соотносить количество предметов с числом; передвигаться в указанном направлении и считать шаги; упражнять в умении сопровождать свои действия словами; развивать внимание, усидчивость. Систематизировать знания детей о растениях. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве. Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели. Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Организационный момент: Дети произносят кричалку: «Раз, два, три, четыре, пять поскорее в круг опять (топают ногами).Пять, четыре, три, два, раз», поиграем мы сейчас»(хлопают руками).Звучит колокольчик 3 раза(сигнал тишины).Дети берут свои подушки присаживаются в круговую.
Круговой сбор. Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ладошками, произнося слова приветствия (можно на разных языках).
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и попробуйте догадаться о чём сегодня пойдёт речь.
Художественное слово:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла … (Весна)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение (о весне)
А сейчас расскажите друг другу, что вы видели по дороге в детский сад. Поделитесь с нами какие изменения в природе вы заметили?
Обмен информацией.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Весна пришла, солнце принесла (дети поднимают руки вверх).
Весна пришла, птиц позвала (имитируют взмах крылом птиц).Весна пришла, ручьи принесла (идут широким шагом).Весна пришла, а меня не догнала (Весна догоняет детей, а они убегают в дом).
Воспитатель: Сегодня вы все ,ребята, побываете в трёх центрах. В речевом центре вы будете отгадывать загадки и поиграете с роботом пчелой.
В центре математики вы поработаете с карточками. Назовёте и посчитаете птиц, определите место их обитания, соотнесёте птиц с соответствующей цифрой.
В центре экспериментирования проведём эксперимент с растениями. Воспитатель: Девочка с двумя косичками пригласи своих друзей в тот центр, где бы ты хотела побывать в первую очередь. в белой футболке позови своих товарищей в понравившейся вам центр. и т.д. Дети расходятся по центрам активности.
Речевой центр. Задание. « Отгадай загадку и найди отгадку».(Робот-пчела)
Воспитатель: Весна красна пришла для вас задания в конверте принесла, отгадав загадки и раскрывая по одной карточке вы должны собрать пазл, чтобы получилась картинка.(Лист) На игровом поле расположены картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку на весеннюю тематику.
1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(скворечник)
Дети находят отгадку на поле и направляют к отгадке робота пчелу. Нажимая на кнопку, проговаривают 2 раза вперёд, один раз влево.
2.Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…
(гнездо) Находят отгадку на поле и направляют к отгадке робота пчелу.
3.Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега у солнцу устремился
(Подснежник).Молодцы ребята, отлично все справились с заданием!
2.Задание в центре математики на тему «Сосчитай и сравни» Назовите и посчитайте птиц, определите место их обитания, соотнесите птиц с соответствующей цифрой.
Воспитатель: Раз два, три –в круг скорее ты беги!
Физминутка. МИКС ФРИЗ ГРУПП. Звучит музыка вы танцуете, как только музыка прекратилась, я читаю задачу, а вы встаёте и берётесь за руки по столько человек, каков будет ответ у данной задачи.
Сколько пальцев на руке? Сколько хвостов у двух котов? Сколько всего времён года? Сколько окон в нашей группе?
Центр экспериментирования. Эксперимент с растениями.
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Он нам нужен чтобы дышать
Чтобы шарик надувать
С вами рядом каждый час
Но не виден он для нас
Воспитатель: Что же это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, для чего необходим воздух? Кто им дышит?
Дети: Для дыхания. Воздух нужен человеку.
Воспитатель: А растения дышат? А чем?
Дети: Тоже воздухом.
Воспитатель: Как же мы можем это проверить? Давайте займем места в нашей лаборатории. У вас на столах находятся зеркала. А для чего?
Детьми выдвигаются разные предположения.
Воспитатель: Правильно. Они помогут увидеть наше дыхание. Для этого давайте поднесем зеркало близко к носу и рту, и подышим. Что же вы увидели?
Дети: Зеркало запотело.
Воспитатель: Интересно, поможет ли этот способ определить, может ли растение дышать?
Дети: Нет, посмотрим сейчас. Только мы не знаем, чем растение дышит.
Воспитатель: Какие вы знаете части растения?
Дети: Корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель: Какие же части растения будем проверять? Почему? Что нам может помочь послужить заменителем зеркала?
Дети выдвигают предположения, в том числе полиэтиленовый пакет
Пакет привязываем к части ствола и к трем разным частям растения: один пакет к листу фикуса, один к фиалке, и один к кактусу.
(Результат опыта проверяем через сутки)
Воспитатель: Итак, проверяем, что у нас получилось. Что вы увидели в пакете, где ствол?
Дети: Ничего не изменилось.
Воспитатель: А в пакетах, где находились листья?
Дети: Пакеты запотели.
Воспитатель: Откуда взялось это запотевание? Каким образом дышит растение?
Дети: Растение дышит листьями.
Воспитатель: Где больше всего влаги, у растений с какими листьями?
Дети: У фикуса, у него самые большие листья.
Воспитатель: У какого растения меньше всего влаги в пакете?
Дети: У кактуса, совсем чуть-чуть.
Воспитатель: Какой вывод мы сможем сделать? Чем дышит растение?
Дети: Листьями.
Воспитатель: От чего зависит количество испаряемой жидкости?
Дети: От размера листа. Чем больше лист, тем больше жидкости испаряется.
Рефлексия в кругу общения.
Воспитатель: В каких центрах вы побывали сегодня и что вам понравилось больше всего. Понравился ли вам наш дружный круг? Дети высказываются.
Я желаю вам хорошего дня и бережного отношения друг к другу.