Гонченко Инна Геннадьевна
Николаева Гульнара Ильдаровна
воспитатели
МБДОУ №30 «Белочка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: формирование у детей нравственных качеств.
Задачи:
– закреплять представления о добре и зле,
– воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь;
– развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать поступки сказочных героев;
– обогащать словарный запас.
Предварительная работа: чтение сказки «Маленький принц», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке;
Материал: ноутбук, проектор
Методы и приемы.
– Наглядный: (показ, демонстрация)
– Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
– Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.
Ход ООД
– Ребята сегодня к нам в гости пришел Маленький Принц (показ на слайде).
– Из какой он сказки?
– Ребята, а вы знаете, кто написал сказку о Маленьком принце?
– Правильно. Эту сказку написал французский писатель – Антуан де Сент-Экзюпери
– В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, и еще увлекся техникой и машинами.
– Сент-Экзюпери был профессиональным летчиком и часто путешествовал по миру. В своих путешествиях он встречался с различными людьми, попадал в невероятные истории…. Одну из таких историй он рассказал в сказке «Маленький принц».
Принц: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маленький Принц. Я прилетел с далекой планеты. Она очень красивая»
Воспитатель: На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. И вот однажды случилось то, что изменило жизнь Маленького принца.
– Что занесло на планету? (зернышко какого-то растения).
– Из занесённого откуда-то семечка вырос прекрасный цветок
– Как он называется? (Роза).
– Как Маленький принц ухаживал за розой? (Каждое утро он поливал её ключевой водой и бережно прикрывал от ветра ширмой)
– А почему он это делал? (Маленький принц любил розу и любовался ею).
Принц: «Она была невероятно красивая, но очень капризная и гордая. И, несмотря на это, роза была любимым моим цветком. Я подружился с розой».
Воспитатель: Но однажды Маленький принц поссорился с Розой и отправился в путешествие.
Встреча с Лисом
– А как вы думаете, зачем Маленький принц отправился в путешествие, кого он хоте найти? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок, надеясь, что это и будет его настоящий друг.)
Воспитатель: На одной из планет Маленький принц встретил Лиса. Лис объясняет Маленькому принцу, что значит любить и быть верным в дружбе.
Лис: «Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому, что ты отдавал ей все свои дни. Роза – единственный на свете цветок, потому, что ты её «приручил». «Узнать можно только те вещи, которые приручишь». У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»
Воспитатель: Как вы понимаете это слово «приручить»? (любить, заботиться, ухаживать, помогать, проводить с ним много времени…) Кого можно приручить? (кошку, собаку)
– Ребята, а Лис сразу подружился с Маленьким принцем? (нет)
Лис: «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете».
– И когда Маленький Принц подружился со своим приятелем, тот стал для него единственным другом.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? Кто у тебя друг?
– А давно вы дружите?
– Как вы дружите? (играем, общаемся, помогаем, рассказываем о чем-то…)
– А что связывает друзей? (общие интересы, дела, …поступки.)
– А может быть несколько друзей? (не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
– А как можно подружиться? (подойти, заговорить, угостить, поделиться игрушкой, оказать помощь…)
«Мы в ответе за тех, кого приручили» – часто говорил Маленький принц.
– Что значит быть ответственным? (не забывать что-то делать)
– Ребята, кто отвечает за вас? (родители)
– Как они заботятся о вас? (кормят, одевают, покупают, учат, играют…)
– А вы можете за кого- то отвечать? (за домашними питомцами, младшими братьями, сестрами)
– У кого из вас есть домашние питомцы?
– Вы заботитесь о них?
– Что значит быть ответственным по отношению к животным? Что нужно делать? (Ухаживать за животными, не обижать, играть, лечить их, не выбрасывать на улицу…)
– Но, к сожалению, есть люди, которые выбрасывают своих друзей на улицу. Но этого, конечно же, делать нельзя.
– Давайте вспомним еще раз, к чему призывает нас Маленький принц? Мы в ответе за тех….
– А за кого Маленький принц был в ответе? (За Розу, она без него погибнет…)
Воспитатель: Маленький принц понял, что зря обидел свою розу. Его роза – единственная, потому, что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому, что только ей он отдал частицу своего сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.
Убери свою планету.
Воспитатель: Ребята, маленький принц на своей планете был ответственен не только за Розу. Он еще каждый день выполнял одну работу. Что он делал?
«Есть твёрдое правило, – утверждает Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Это скучная работа, но совсем не трудная».
Воспитатель: а почему Маленькому принцу приходилось выпалывать баобабы?
Дети: Если их не выдергивать, они разрастутся и разорвут планету.
«Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я».
– Про какую опасность говорит Маленький Принц?
– Что засоряет нашу планету? От чего нужно оберегать ее? (от мусора)
«Если люди будут мусорить, засорять природу, то людям и животным будет трудно дышать, на полях не будет ничего расти. Баобабы, т.е. мусор разорвут нашу планету на мелкие части и все живое погибнет».
– Что нужно делать, чтобы этого не случилось?
– Не бросать мусор на улице, а в мусорные контейнеры
– Убираться в своем доме, после себя на природе (после пикников и походов в лес)
– А как мы с вами убираемся в садике? (моем, убираем игрушки, вытираем пыль, содержим участок в чистоте)
«Свод заповедей Маленького принца»
- нельзя жить без любви и дружбы,
- надо ценить и уважать человека,
- никогда нельзя забывать близких тебе людей,
- нужно приносить людям пользу,
- делать добро,
- поддерживать порядок на своей планете,
- необходимо трудиться каждый день
Ребята, а давайте поможем Маленькому принцу найти себе много друзей. Тогда он не будет грустить на своей маленькой планете. Мы вырежем из бумаги человечков и поселим (наклеим) их на его планету.
Заключительная часть.
– Сегодня мы познакомились с героем очень интересной книги. Как она называется?
– Чем вам понравился Маленький принц?
– Вы хотели бы быть похожими на Маленького принца?
– Тогда давайте будем соблюдать заповеди Маленького принца: любить и заботиться о тех, кого мы приручили, дорожить дружбой и заботиться о своей планете.