Малова Анастасия Александровна
воспитатель
МБОУ «Нижнебаландинская
НОШ – детский сад» АМР РТ
д. Нижняя Баланда, Республика Татарстан
Аннотация: Основой данной непосредственной образовательной деятельности является образовательная технология «Обучения детей познавательно-экспериментальной деятельности», которую я успешно применяю в своей педагогической деятельности.
Технология, дает установку воспитанникам на то, чтобы дети сами открывали новые знания, высказывали свою точку зрения, убеждали, доказывали, конструктивно разрешали противоречия.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
В ходе педагогического мероприятия с детьми смогла расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Поддерживала самостоятельную экспериментально – познавательную деятельность детей в проведение опытов.
Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени и реализовать поставленные цели.
Цели: Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а также способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Задачи:
Дидактические:
-сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления;
-уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе;
-учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.
Развивающие:
-развивать речь, интеллект, творческое воображение, внимание, смекалку;
– развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, используя активный словарь по теме;
– составлять краткий связный рассказ по мнемотаблице;
– развивать интеллект, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
– воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе, слышать звуки пробуждающего весеннего леса;
– воспитывать экологическую культуру поведения.
Методы и приемы организации экспериментально-познавательной деятельности:
– мультимедийная презентация;
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения;
– мнемотаблица;
– эксперименты: «Круговорот воды в природе», «Солнце в тарелке»;
– фиксация результатов: наблюдений, опытов;
– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
– Динамическая пауза, использование художественного слова;
– дидактические, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
– трудовые поручения, действия.
Планируемые результаты:
Сформируется у дошкольников основные ключевые компетенции, способности к исследовательскому типу мышления.
У детей значительно расширятся знания о времени года «Весна». Сформируется устойчивый интерес и бережное отношение к природе. Дети научатся выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, активнее будут участвовать в экспериментах и сезонных наблюдениях.
Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Материалы: презентация «Весна», мнемотаблица, музыка П.И.Чайковского «Времена года»; зеркало, картон, вода, прозрачная банка с крышкой лёд, краска синего цвета, маркер, молоко, желтый водный фломастер; плоская тарелка, жидкое мыло, ватные диски, акварельные краски, клеёнки, кисточки, ватные палочки, штамповки, поролон.
Словарная работа: оттепель, капель, талый снег, круговорот воды в природе, проталины, подснежники.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап 1 1.1.Организационный момент. Игра на снятие эмоционального напряжения детей, переключение внимания. 1.2.Проблемная мотивация. Этап 2 Основная часть. 2.1 Поиск информации. Интерактивная игра – презентация на тему “Весна. Что лишнее” 2.2. Задание «Рисуем вазу» 2.3. Динамическая пауза. | Педагог: Ребята «Давайте поздороваемся» Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками. Педагог предлагает поиграть в игру «Догадайся». Обращает внимание на мнемотаблицу «Весна».
Догадайтесь о каком времени года рассказывает эта таблица. (Ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, идут дожди, набухают почки, из почек появляются молодые, зелёные листочки; показывается первая зелёная травка, зацветает подснежник, насекомые, прилетают птицы грачи, скворцы…) Педагог поощряет детей за активное участие. За интересные рассказы. Педагог включает презентацию. Детям предлагает назвать предмет, не относящийся к весне. На каждом слайде представлены четыре красочные иллюстрации. Три из них относятся ко времени года весна, четвертая к другому времени года (лето, осень или зима). Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками – мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… такую же вазочку для своих любимых цветов.
-Раскрась вазочку, а затем «поставь» в неё цветы, то есть нарисуй свои любимые весенние цветы. «Подснежники просыпаются» Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. | Дети сидят на стульчиках. Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Дети походят к мнемотаблице. Встают полукругом, рассматривают схему. Дети рассказывают, что знают о весне из своего опыта опираясь на мнемотаблицу. Дети садятся на стульчики перед экраном. Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Обосновывают свой ответ почему этот предмет лишний? Наблюдают, делятся своими впечатлениями. Под музыку П. И. Чайковского дети рисуют вазу по клеточкам… Потом рисуют красками цветы, используя кисточки, пальчиками, ватные палочки, мятую бумагу, штамповки, поролон и др. по желанию. Дети садятся на корточки и закрывают глаза, выполняют движения по тексту. |
Этап 3 2.1.Эксперементальная деятельность. | 1. «Круговорот воды в природе» Ход эксперимента: Педагог: В банку наливаем достаточно горячую воду и подкрашиваем её в синий цвет. Плотно закрываем её крышкой. На банке маркером рисуем солнце, облака, море. Ставим банку в солнечное место и наблюдаем. Чтобы ускорить эксперимент, на крышку банки кладем лёд, что ускорит процесс охлаждения водяного пара и его конденсации внутри её. Банка запотевает и сверху начинают собираться капельки воды, а накапливаясь, они капают или стекают по стенкам, словно идет дождь. Вывод: Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода испаряется, превращается в пар. Так же и в банке горячая вода испаряется и поднимается вверх к крышке. Там пар соприкасается с холодной поверхностью и конденсирует. Капельки наверху собираются вместе и под действием силы тяжести выпадают вниз в виде осадков. 2. «Солнце в тарелке» Ход эксперимента: Педагог: На ватный диск наносим фломастером много цветных точек. Раскрываем ватный диск и капаем на него 2 капли жидкого мыла. Наливаем немного молока в тарелку и кладем в центр наш диск. В разные стороны от него начинают растекаться желтые струйки-лучики. Как будто солнышко с лучиками. Вывод: Секрет этого эксперимента в капельках жидкого мыла, которые вступают в реакцию с молекулами жира в молоке, ослабляют их химические связи и снижают поверхностное натяжение молока. Происходит бурная химическая реакция. Её мы наблюдаем благодаря красителю растекающимся в разные стороны. | Проводят эксперимент, видят результаты фиксируют в карте исследователя. Рассматривают альбом «Круговорот воды в природе». Делают выводы. Наблюдают, делятся впечатлениями. Представляют результаты исследования, опираясь на продукт исследования (карты исследователя). Делают выводы. |
Этап 3 Заключительная часть. Подведение итогов. (Провести рефлексию, создать ситуацию успеха). | Давайте пофантазируем! Представьте, что вы крохотный листочек, спрятанный в набухшей почке.
Там, за пределами почки ты слышишь весенние звуки; журчание говорливых ручейков, звонкоголосое пение птиц…Но почка не раскрывается. Ты начинаешь её уговаривать сделать это побыстрее. Интересно, как ты будешь с ней разговаривать? Педагог предлагает детям продолжить фразу: Сегодня я узнал(а)… | Дети проявляют свою фантазию, творческие, актерские способности. По очереди продолжают фразы. Дети говорят друг другу «спасибо». |