Сулейманова Рушания Мухлисовна
Егорова Светлана Андреевна
Гайнуллина Лейсан Ивановна
учитель – логопед,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №28»
г. Чистополь, Республика Татарстан
На базе детского сада для детей с общим недоразвитием речи и фонетико фонематическим недоразвитием речи функционирует логопедический пункт. В зависимости от тяжести речевого нарушения дети 6-7 лет получают разного вида логопедическую помощь. Две подготовительные группы посещаемые детьми – логопатами являются комбинированной направленности. Речевые нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете. Логопедические занятия проводятся параллельно с дошкольным образованием, в дополнение к нему, не дублируя работу воспитателя.
Педиатры, неврологи, логопеды отмечают, что отклонения в развитии речи есть у каждого второго ребенка. Однако родители списывают это на особенности дошкольного возраста и не уделяют речевому развитию должного внимания. Чтобы убедить их в необходимости развивающих и коррекционных занятий мы с воспитателями используем разные формы работы. Об одной из таких форм расскажем подробнее.
Речевая викторина – это игра в ответы на вопросы, которые объединены общей темой. Речевую викторину организуем в конце учебного года, совместно с родителями для детей с нарушениями речи. Викторина проводится, чтобы помочь дошкольникам закрепить полученные навыки. Такое мероприятие создаёт условия для активной творческой деятельности, решает задачи воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. Родители видят, чему научились дети за учебный год.
Основная цель речевой викторины – в игровой форме обобщить знания детей, которые они получили на логопедических занятиях. Ставим перед собой задачи:
- закрепить у дошкольников произносительные навыки и умения;
- активизировать пассивный словарь;
- закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
- совершенствовать память, внимание, логическое мышление;
- развивать навыки самоконтроля за речью;
- активизировать творческие способности;
- формировать умение работать в коллективе сверстников;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Из перечисленных выше задач мы видим, что речевая викторина – показатель результативности коррекционной работы, она создаёт благоприятную ситуацию для развития речи, психических процессов, эмоционально-личностной сферы дошкольников. Поэтому уделяем большое внимание предварительной работе.
Для начала продумываем тематику мероприятия. Она должна быть связана с содержанием коррекционной работы.
Затем разрабатываем сценарий, включая в него различные конкурсы, которые позволяют детям продемонстрировать речевые навыки и умения. Вопросы и задания формулируем так, чтобы они были доступными для участников викторины, учитываем возраст детей, структуру речевого дефекта, особенности центральной нервной системы, эмоционально-волевой сферы.
В викторину включаем сюрпризные моменты. Например, в гости к детям может заглянуть сказочный персонаж и принять вместе с ними участие в конкурсах или прислать воспитанникам письмо со своими заданиями. Смешные вопросы, которые не относятся к теме мероприятия, также помогают разрядить обстановку.
Не менее важно определить правила проведения викторины и подготовить призы для участников, например, логопедические пособия с заданиями, ребусами, которые дети смогут выполнить с родителями дома. Выбирая призы, учитывается характер речевого нарушения воспитанников.
Для участия в викторине разделили детей на две команды. Выбрали такой вариант жеребьевки, при котором дошкольники сами определяли, в какой команде они будут играть. Предложили им вытянуть цветную бумажную полоску из коробки. Это помогло избежать отрицательных эмоциональных реакций у детей.
Чтобы викторина не превратилась в монотонное мероприятие, разделили её на этапы. В первой части предложили детям вопросы, которые требуют внимания и восприятия информации на слух, а затем задания с опорой на картинки, схематичные изображения.
В ходе викторины давали возможность ответить каждому ребёнку, стимулировали тех, кто не проявляет инициативу. Это важно, т.к. активная деятельность детей формирует активную речевую среду. В большинстве случаев дети с нарушениями речи не являются инициаторами общения. В повседневной жизни они строят высказывания, только отвечая на вопросы. А в условиях интеллектуального соревнования у них появляется потребность высказаться, которую обязательно поддерживаем.
Викторины создают ситуации для активизации речи. Дети любят выступать, показывать то, что они умеют. Возникающие в игровом процессе эмоции дошкольники пытаются выразить словами. Так они обогащают свой словарный запас. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить так, чтобы его поняли.
За ходом викторины следят члены жюри. Они оценивают ответы дошкольников и объявляют победителей. Так как викторина проводится в конце учебного года, не выделяем одну из команд, а отмечаем достижения всех участников.
Речевые викторины, которые специалисты организуют в конце учебного года, показывают родителям значимость и эффективность логопедических занятий.
Таким образом, речевые викторины в детском саду занимают важное место в воспитании детей с нарушениями речи. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника. Подобные формы мероприятий повышают эмоциональный настрой воспитанников на достижение результатов в дальнейшем.