Фомина Наталья Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР- детский сад № 57 «Соловушка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модель профессиональной компетентности.
Задачи:
– Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
– Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
– Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
– Повысить интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Участники игры: воспитатели, специалисты.
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поиграем в деловую игру «Модель профессиональной компетентности педагогов».
Одним из методических приемов, который можно использовать, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Схемы Фишбоун дают возможность:
– организовать работу участников в парах или группах;
– развивать мышление;
– визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
С помощью схемы можно найти решение из рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Вы перед тем как войти в зал выбрали себе фишки (треугольники, круги красные, круги желтые, квадраты). У кого квадраты? Вы будете – капитанами и я вам предлагаю занять места, у нас три стола, вы садитесь каждый за один из столов. У кого треугольники? Вы занимаете места за первым столом, красные круги за вторым столом, желтые круги за третьим столом. Я предлагаю выбрать задания капитанам.
- Создать модель Профессиональной компетентности и ее качеств, выделить 6 наиболее значимых качеств составляющих профессиональную компетентность педагога, причем 3 из них – личностные качества, 3 – профессиональные. Каковы Ваши основные сильные и слабые профессиональные стороны?
- Какие основные составляющие профессиональной компетентности педагога вы можете перечислить? Определить качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Определить качества, составляющие личностную компетентность педагога. Каковы Ваши основные сильные и слабые профессиональные стороны?
- В чем проявляется компетентность педагога? Каковы Ваши основные сильные и слабые профессиональные стороны?
Ваша задача заполнить скелет рыбы. Попытаться найти ответы на поставленные вопросы.
1,2,3 столы пишут ответы на поставленные вопросы, затем меняются по кругу и занимают другой стол и пишут ответы на поставленные вопросы другого стола и так далее, а капитаны остаются на своих местах и объясняют педагогам вопрос. После того, как все педагоги ответят на вопросы других команд и вернуться за свои столы, капитаны будут зачитывать ответы.
Рефлексия: «Профессиональное будущее»
Сегодня, я хочу вам погадать, предсказать ваше профессиональное будущее.
Предлагаю всем участникам выбрать один предмет или картинку.
Результат:
Монета — повышение зарплаты
Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям
Перо — обобщение опыта
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности
Конфета — установка на профессиональные перспективы
Краски — активная профессиональная позиция
Кристальный цветок — стойкое психическое здоровью.