Хамматова Алсу Рашитовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №12»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Цели: познакомить детей с деревом верба.
Задачи:
1. Обучающие:
– обобщить признаки наступления весны;
– знакомить детей с народным праздником – «Вербное воскресенье»;
– приобщать к истокам народной культуры;
– формировать умения детей делать веточку вербы из пластилина;
– продолжать развивать речь как средство общения;
2. Развивающие:
– развивать интерес к родной природе, традициям своего народа;
– развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилина, передавать характерные особенности вербы;
– расширять словарный запас детей;
– развивать глазомер, художественный вкус, мелкую моторику рук;
– работать над развитием памяти, внимания, творческого воображения.
3. Воспитательные:
– воспитывать дружеские отношения;
– воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;
– воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, своему народу и ее традициям;
– воспитывать желание работать с пластилином.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Предварительная работа:
– беседы о весне и ее признаках, о празднике Вербное воскресенье,
– чтение рассказов и стихов о весне,
– рассматривания иллюстраций,
– заучивание стихов, народных песен и игр, отгадывание загадок;
– рассказ воспитателя о традициях празднования Вербного воскресенья;
– прослушивание русских народных песен и мелодий.
Методические приемы:
– игровой (использование сюрпризных моментов);
– наглядный (использование иллюстраций);
– словесный (напоминание, указание, вопросы);
– поощрение, анализ деятельности;
– прием здоровье сберегающих технологий: смена видов деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации работы: групповая, индивидуальная.
Материал:
Материал:
Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением праздника Вербное воскресенье, ваза с веточками вербы, музыкальное сопровождение «Весенняя мелодия».
Раздаточный материал: пластилин 6 цветов, доска для лепки, стека (на каждого ребенка), заготовки из ½ листа картона с прочерченным рисунком вазы с веточкой.
Организационный момент:
– Добрый день, дети! Внимательно прослушайте мелодию и постарайтесь представить, о чем эта музыка. (Прослушивание мелодии и ответы детей)
Мне ваши ответы очень понравились. Я вам немного помогу и предлагаю отгадать загадку:
– Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
– Правильно, это Весна. И мелодия была посвящена именно ей, где природа просыпается после долгого зимнего сна и начинает радоваться яркому солнцу, пениям птиц и журчанию воды.
Основная часть:
– Ребята, как мы видим за окном, начинается долгожданная весна, дни становятся длиннее и светлее, ярко солнце светит на небе, но зима все равно не сдается. Сегодня я хочу вам показать весеннюю веточку. На днях в нашу группу принесли вот такие красивые веточки вербы. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. Верба – это ветвистый кустарник, она первая просыпается весной, когда на других деревьях только-только набухают почки, и зацветает в безлиственном состоянии. И это главный признак отличия ее от дерева ивы, с которой очень часто путают вербу.
– Ранней весной, когда еще в лесных чащах и в глубоких оврагах лежит снег, на ветках вербы набухают почки (показ изображения).
Потом эти почки лопаются, верба сбрасывает «колпачки» и появляются первые маленькие сережки (показ изображения). Потом эти сережки становятся пушистыми. Сначала они бывают серыми, а потом ярко желтыми, похожими на цыплят.
– Подойдите поближе, полюбуйтесь распустившейся веткой вербы. Какая красивая ветка, потрогайте ее сережки.
– Ребята, в предстоящее воскресенье все православные христиане будут отмечать один из главных Православных праздников – «Вербное Воскресенье». Оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения – вербы.
В субботу вербные веточки несут в церковь и освящают их. С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево вербы, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом. Все обычаи и обряды в этот день проводились с участием вербных веточек. Распустившиеся почки и серёжки с вербы, бабушки запекали в хлебе. Пекли печенье в виде вербных почек – «барашки». Рано утром мама брала вербные веточки и хлестала, не больно, деток от пяток до макушки, приговаривая:
Верба, верба, верба хлёст
Бей до слёз,
Чтобы были здоровыми!
Днём дети на улице заводили хоровод.
– Давайте, ребята немного отдохнем, послушаем стихотворение о весне и повторим ее со мной вместе:
Перед пасхой наступает
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите
Прутик самый длинный
Ведь верба – наш оберег
И символ старинный.
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи
Дома сохраните!
– Кроме того что верующие используют ветки вербы в Вербное воскресенье, украшая ими свои дома, верба идёт на плетение и является ценным лекарственным растением.
– С давних времен существует поверье, что расцветающее в полную силу дерево может передать красоту, силу, здоровье всем, кто его коснется. А распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветет и сережки опадут. Для того чтобы сохранить эту красоту, ее можно слепить из пластилина.
– Давайте внимательно рассмотрим веточки вербы. На ветках есть «комочки». Раньше их называли барашками.
– Какой они формы? (овальные, круглые)
– Какого цвета комочки? (серые, белые)
– Как расположены комочки на ветке? (поочерёдно).
А сами веточки прямые и ровные, коричневого цвета.
– Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте согреем пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Верба»
Уж верба, вся пушистая, (Сжимают кулачки.)
Раскинулась кругом, (Резко разжимают кулачки.)
Опять весна душистая (Крутят руками.)
Повеяло крылом. (Машут кистями рук.)
– Ребята давайте изобразим весенние веточки в вазе с помощью пластилина. У нас получатся самые настоящие весенние картины с изображением вербы.
– А теперь, внимательно слушаем, как мы будем выполнять нашу работу. Я вам приготовила пластилин: черный, коричневый – для веточек, фиолетовый, желтый и оранжевый – для вазы, белый – для почек. Всю работу делаем на специальной доске и для резки пластилина используем стек. Начинаем работу с лепки вазы. Чтобы было легко расположить все детали весенней картины, я раздам заготовку с рисунком. Берем небольшой кусок пластилина фиолетового, потом желтого или оранжевого цветов, раскатываем тонкий «жгутик» и налепим его по кругу на картоне, немного придавливая. Центр вазы украшаем любым элементом. Потом из черного или коричневого пластилина раскатываем «жгутики» тонкие и делаем веточки по уже готовым линиям. После этого, начинаем делать почки вербы из белого пластилина, раскатывая их по кругу, и придавливая, расположить по веточкам.
( Во время работы детей обращаю внимание на то, что нужно правильно пользоваться стекой, аккуратно раскатать шары, расположить правильно на заготовке. Если ребенок затрудняется в выполнении своей работы, прихожу на помощь).
Заключительная часть:
– Чем мы сегодня занимались?
– О чем мы говорили?
– Какие признаки весны запомнили?
– Понравилось занятие? (ответы детей)
– Посмотрите, как красиво у вас получилось. Давайте вспомним, как вы делали свое масленичное солнце? (ответы детей) Дети рассматривают работы каждого ребенка вместе с воспитателем.
– Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями, поиграли, полепили. На этом наше занятие пришло к концу.