Артамонова Альбина Айдаровна
Степанова Татьяна Александровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №26 «Василиса»
г. Казань, Республика Татарстан
Человек – живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) [3, с. 7].
Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.
Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Экологическое воспитание направленно на приобретение детьми экологических знаний, формирование экологических представлений, повышение основ экологической культуры.
Наибольшими возможностями для решения задач по формированию экологических представлений обладает старший дошкольный возраст, когда формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-действенный опыт общения с объектами природы, формируется осознанное отношение к окружающему миру.
Формирование готовности ребенка к взаимодействию с окружающей природой начинается с вовлечения его в совместную со взрослым и самостоятельную деятельность в природе: от простых трудовых действий по уходу за растениями и животными до участия в акциях по защите окружающей среды. В ДОО и семье ребенок может привлекаться не только к созерцанию красоты природы, что крайне важно, но и к посильной природоохранной деятельности.
Становление первооснов экологической культуры происходит в дошкольный возрастной период, когда ребенок приобретает определенный багаж базовых знаний и представлений об окружающем мире через интенсивное предметное взаимодействие с природной и иной средой, чему посвящены современные исследования.
К основным показателям сформированности экологической культуры дошкольников можно отнести: наличие у детей фундаментальных представлений об окружающей среде и природных взаимосвязях, наличие морально-поведенческих экологических стандартов и проявление сочувствия и сострадания по отношению к живым природным объектам, а также умение проявлять заботу по отношению к объектам природы и ведение самостоятельной познавательной деятельности в природной среде.
Важная роль в дошкольном возрасте отводится систематическому общению детей с природой, основанному на наглядно-сенсорном восприятии, которое является основой педагогического процесса по воспитанию у дошкольников экологической культуры, включающего передачу воспитанникам экологических знаний, стимулирование заинтересованности дошкольников в сохранении и приумножении природного богатства, привитие культуры поведения по отношению к окружающему миру и закрепление будущей личной мотивации детей следовать экологическим поведенческим принципам.
Основным содержанием экологического воспитания является «формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве» [3].
Такой процесс, связанный с развитием экологического сознания дошкольника выражается в последовательном формировании форм поведенческой активности дошкольника, а они, в свою очередь могут стать ориентирами и показателями экологической воспитанности детей. Среди основных практических действий, имеющих целью развитие осознанного отношения к природе, ученые выделяют исследовательскую активность ребенка, игровую деятельность экологического содержания, а также совместную с воспитателем работу по уходу за растениями и животными.
Исследовательские навыки формируются в наблюдениях и проведениях опытов, разработкой проектов экологической направленности. Помимо сугубо практической деятельности по созданию и поддержанию экологического равновесия, существует и прикладная связанная с творческим осмыслением проводимой работы посредством изодеятельности и других видов продуктивной деятельности дошкольника.
Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.
В настоящее время существует ряд методов и форм, используемых в ДОУ в рамках организации экологического воспитания:
1) Методы организации непосредственного контакта ребенка с объектами природы, такие как, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, обсуждение увиденного.
2) Методы организации опосредованного познания природы, такие как демонстрация слайдов, беседы, рассматривание картин и их описание, игры и т.д.)
3) Методы совместной деятельности взрослых и детей в природной зоне детского сада (наблюдение, опыты, по выращиванию растений и т.д.)
Для дошкольников важным является совмещение разных форм экологического воспитания, например наблюдения с игровой деятельностью, что позволяет в доступной форме организовать познание и усвоение экологических знаний. Чаще всего проводятся дидактические игры: «С какого дерева лист?», «Узнай по картинке», «Цветочный магазин» и другие.
Педагоги рекомендуют проводить игры экологического содержания в естественной природной среде, так как именно в этих условиях имеется большой потенциал для эстетического и эмоционального развития ребенка, формирования его экологической воспитанности. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). «Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей» [4].
Эффективным средством решения задач экологического образования в целом и задачи формирования интереса старших дошкольников к природоохранной деятельности является экологический кружок (клуб защитников природы).
Эта форма работы направлена на более глубокое освоение, расширение и практическое применение приобретенных знаний в непрерывной образовательной деятельности детей в ДОО. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить индивидуальные познавательные и эстетические запросы. Занятия в кружке «Юный эколог» воспитывает у детей любознательность и бережное отношение к природе.
Большинство взрослых людей считает, что мир создан для человека, а природа нужна ему, только если приносит пользу. Этому взрослый учит и ребенка, как результат – ребенку прививается потребительское отношение к природе.
Поэтому целью экологического кружка «Юный эколог» является формирование экологических знаний и умений природоохранной деятельности, которые станут прочным основанием для становления экологических убеждений, ответственности, первичного осознания ребенком экологических проблем как личностно значимых.
Экологический кружок «Юный эколог» организуется в рамках непрерывной образовательной деятельности во второй половине учебного года, с периодичностью один раз в неделю. К работе в экологическом кружке могут привлекаться родители, чья трудовая деятельность прямо или косвенно связана с природоохранной деятельностью. Эколог, егерь, учитель биологии или фотограф дикой природы могут быть объединены одной общей целью: защиты редких и исчезающих видов животных и растений. Экологический кружок создает условия для восприятия детьми идей охраны природы через приобщение к международному движению, участие в природоохранных акциях. Это может быть связано с датами экологического календаря, например, 15 ноября (День повторной переработки материалов) целесообразно организовать изготовление кормушек из бросового материала силами детей и родителей.
Дети и взрослые объединяются в реализации различных проектов в защиту природы: создают плакаты, изготавливают «зимние столовые» для птиц, участвуют в постановках экологического театра в ДОО, сочиняют сценарии, изготавливают кукол и декорации, создают Красную книгу родного края.
Таким образом, привлечение старших дошкольников к природоохранной деятельности во всех ее аспектах, включая пропаганду идей охраны природы, – неотъемлемая часть экологического образования в дошкольной образовательной организации. Для организации природоохранной деятельности старших дошкольников целесообразно использовать образовательный потенциал экологического кружка как формы и экологических недель как технологии экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Список литературы
- Лазаренко, Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников» / Е.Н. Лазаренко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 52 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47859.html
- Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
- Малашенкова В. Л., Борцова Л. В. Экологические недели: учебно-практическое пособие для работы с детьми 5–7 лет. Ч. 3. – Омск: ООИПКРО, 2005. – 52 с.
- Малашенкова В. Л., Неволина Н. Н. Экологические недели: учебно-практическое пособие для работы с детьми 5–7 лет. Ч. 2. – Омск: ООИПКРО, 2005. – 64 с.
- Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
- Умбеталиева, К.С Виды игр в экологическом воспитании дошкольников//В сборнике: Ступень в педагогическую науку Материалы IV Международного форума работников образования. Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. 2014. С. 30-33.