Аминова Наталья Юрьевна
учитель-дефектолог
ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ОВЗ»
г. Казань, Республика Татарстан
«Вопрос о роли труда в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей»
В.В. Воронкова
Аннотация
Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с интеллектуальной недостаточностью слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Трудовое воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, экологическим, нравственным воспитанием. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело.
Ключевые слова: трудовое воспитание, обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, умственная отсталость, нравственные качества, мировоззрние
Актуальность. Писатель и педагог С.А. Соловейчик отмечает что: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам, а нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. [5]
Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка.
Нравственное воспитание представляется актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности. [6]
Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности. Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического опыта. В связи с чем, возникают особенности в формировании нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями.
В системе трудового обучения учащихся определенное место занимают формирование мировоззрения, нравственных качеств. Надо сказать, что эта проблема в специальной психологии разработана недостаточно. Так, совершенно не изучены особенности влияния трудовой деятельности на нравственные качества школьников с интеллектуальной недостаточностью, а особенности мировоззрения исследованы лишь частично. Однако положения общей психологии, опыт советских вспомогательных школ и имеющиеся научные публикации дают возможность составить об этом предмете известное представление.
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество, человеческое мышление. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, раскрывается в отношениях к различным сторонам общественной жизни и отражает не только личное, но и общественное бытие социального класса, психологию этого класса. Формируется мировоззрение под влиянием определенной идеологии.
Мировоззрение, определяя направленность личности, сказывается во всем ее облике: поведении, привычках, наклонностях. Формирование мировоззрения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью представляет собой сложную, но вполне выполнимую задачу. [2]
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью мировоззрение формируется в процессе обучения хозяйственно-бытовой, общественно-полезной, производственной деятельностью. Оно развивается под влиянием воспитания и коррекционной работы. Особенности формирования мировоззрения у этой категории детей обусловлены свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей. В результате они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали. В младшем школьном возрасте их представления о том, что хорошо и что плохо имеют довольно поверхностный характер. Из книг, от учителей, родителей они узнают о правилах нашей морали. Однако они не всегда действуют в соответствии с этим знанием даже в привычной конкретной ситуации. Ввиду этого случается, что они попадают под дурное влияние, совершают неправильные действия и поступки. [1]
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Используя труд в качестве средства воспитания необходимо сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д.; и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.
В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. А.С. Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво.
Необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых – формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни. [3]
Роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Достижениями комплексного подхода к решению коррекционных задач в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью педагогов школы можно считать: – обеспечение тесной взаимосвязи с родителями; – устойчивую динамику, указывающую на снижение количества детей, состоящих на различных видах профилактического учёта; – отсутствие неаттестованных; – достижение положительной динамики в усвоении социально-значимых норм и правил общественно-приемлемого поведения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Используя труд в качестве средства воспитания необходимо ставить следующие задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д.; и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.
Для решения этих задач применяются разнообразные формы организации труда: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
Итак, система трудового обучения является одной из самых важных и значимых в процессе общего развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим, система трудового воспитания, выраженная в различных аспектах овладения навыками самообслуживания, ручного и общественно-полезного труда, производственной деятельностью, – это не просто уроки труда, на которых учащиеся приобретают конкретные навыки, но и занятия, на которых ребенок решает большое количество познавательных, социальных, нравственных задач. [4]
Предположение о том, что нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья будет успешным, если: – будут учтены особенности формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; – определены особенности социокультурного окружения детей с ограниченными возможностями здоровья и факторы, влияющие на формирование их нравственных качеств; – разработаны содержание и методико-технологический аспект нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Литература
- Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) – Волгоград: Учитель- 2007 – 231 с.
- Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 “Дефектология”/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., 2006 – 190 с.
- Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. М.-2006 – 104 с.
- Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987 – 29 с.
- Ширинская Г.Э. Особенности нравственного воспитания умственно отсталых детей. // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17).