Зотова Татьяна Львовна
директор
МБДОУ «ЦРР – детский сад №57 «Соловушка», г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель. Объединить стремление педагогов и родителей, направленных на формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Задачи.
Обогатить родителей педагогическими знаниями по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Формировать представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Совершенствовать умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Воспитывать культурного участника дорожного движения.
Оборудование, материал: бейджики, экран, слайды «Транспортный мир», световые короба, видеозапись «Говорят дети», фишки желтого, красного и зелёного цвета, мольберт, цветные модули, настольный макет «Пригород», пять комплектов картинок «Что сначала, что потом», напольный перекрёсток, рули, нагрудный транспорт, куклы, жезл, настольная игра «Расставь дорожные знаки», математический тест, пять карточек с заданиями, пять карточек со словами из 6 или 7 букв, три карточки с кризисными ситуациями, поощрительные призы.
Технические средства обучения: световые короба, мультимедийная установка, аудиовизуальная аппаратура, компьютер.
Ход мероприятия
На экране появляется символ мероприятия, звучит музыка, участники воспитательно-образовательного процесса заходят в кабинет «Дорожная азбука», у каждого игрока прикреплён бейджик с порядковым номером от 1 до 5.
Ведущий. Добрый день уважаемые родители, добрый день уважаемые коллеги и присутствующие гости. Наш родительско-педагогический пробег «От тропинки знаний к дороге без опасностей» посвящен самой актуальной теме на сегодняшний день – безопасности на дорогах. С чего или кого начинается безопасность? В этом вопросе вы – уважаемые участники поможете сегодня разобраться, проявив свои знания, смекалку и творчество. Уважаемые участники, чтобы пройти по тропинке знаний и добраться до дороги без опасностей, нужно объединиться в пары в соответствии со своим номером.
Родители и педагоги объединяются в пары (играют 5 пар).
Ведущий. Уважаемые участники прошу занять места на стульчиках. Каждое новое занятие с детьми 4-7 лет начинается с просмотра слайдов, дошколята вспоминаю пройденный материал и получают новую информацию. Дети учатся различать домашний мир от транспортного, определять где он находиться, кто и что в нем обитает т.д.
Вам тоже предстоит вступить на тропинку знаний, внимание на экран. Перед вами транспортный мир. Участникам предлагают просмотреть несколько слайдов из серии «Что такое транспортный мир?» Вопросы задаются в порядке очередности родителям, если ответ не поступил, помогает напарник (педагог) под таким же номером.
Вопросы:
- Рядом с чем и где находится транспортный мир? (Рядом с домом; на улице, в переулках, на дорогах, проспектах)
- Что живёт в транспортном мире? (Транспортные средства, остановки, стоянки, заправочные станции, автосервис и т.д.)
- Кто живёт в транспортном мире? (Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир, регулировщик)
- Что помогает в транспортном мире для движения пешеходов и водителей? (Светофор, дорожные знаки, разметка)
- Как вы думаете, какое средство передвижения в транспортном мире было самым первым? (Ноги)
Ведущий.
Первое средство вы верно назвали,
А вот что дальше изобретали?
В парах скорее вставайте,
Историю транспорта вы продолжайте.
Участникам раздаются конверты с картинками «История возникновения транспорта», нужно правильно их выложить «Что сначала, а что потом». Выполнение задания.
Ведущий.
Историю транспорта мы с вами узнали,
А транспортную классификацию не показали.
Ваша задача: виды транспорта назвать
И отрасли его показать.
Внимание на экран! (Слад используется из презентации «Термины транспортной классификации, используемые при обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах», начальника отдела Безопасности Дорожного Движения ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности» Попова Валерия Николаевича)
На экране слайд «Структура транспортной классификации». Игроки в порядке очередности называют их, если ответ верный окно на табло открывается. Каждый ответ отмечается фишкой.
Ведущий.
Всё, что здесь вы выполняли –
Это дети ваши знали.
А вот что дети говорят,
Придётся вам, родители, узнать.
Внимание на экран «Говорят дети»
- Она бывает длинная, иногда очень длинная, часто встречается короткая. Бывает белая и желтая, а ещё полосатая. Но она очень нужна водителям и пешеходам (Разметка).
- Он бывает везде и всегда: и в дождь, и в снег, жара и мороз ему не страшны. Он очень строгий, но справедливый, потому что он отвечает за безопасность на дороге. Правда не все водители любят с ним встречаться (Сотрудник дорожно-патрульной службы, сокращено ДПС).
- Их бывает много и мало, они бывают маленькие и большие, толстые и худые, старые и молодые. Иногда они громко говорят и толкаются, очень редко, но бывают «зайцами». Они не могут идти, поэтому едут (Пассажиры).
- Она бывает мокрая и сухая, широкая и узкая, ровная и с кочками, иногда даже скользкая, но всегда бесконечная (Дорога).
- Их на свете очень много, они стоят везде: в городе и за городом. Они разной формы и разного цвета. Без них нельзя обойтись, они так важны и нужны всем участникам дорожного движения (Дорожные знаки).
Шестой вопрос задаётся всем, кто первый правильно ответит, получит дополнительно зелёный жетон.
- Их много на земле, но в транспортном мире их всего 4 – одни едут, другие идут, третьи управляют, четвертые – регулируют. Это кто? (Участники дорожного движения).
Ведущий.
Не совсем легко узнать, о чем дети говорят,
Но зато легко сыграть.
Я всех на дорогу приглашаю
И роли для вас распределяю (раскладывается перекрёсток)
Сильный пол (мужчины – родители) у нас – водители, педагоги – пешеходы. Участники дорожного движения, выбирайте необходимый инвентарь (нагрудный фартук «Транспорт», руль, кукла) и занимайте свои места на дороге. Звучит песня «Зелёный свет» в исполнении В. Леонтьева
Практическая игра «Участники дорожного движения»
Ваша задача: соблюдая жесты регулировщика (роль регулировщика выполняет ведущий) правильно передвигаться на перекрёстке. За каждое нарушение получаете жёлтый жетон.
Ведущий.
Стоп игра. Атрибуты все убрали, парами в шахматном порядке лицом к табло встали. Как то дети вам сказали: разной формы все они, но о правилах дороги они твёрдо говорят. Что же это? (Дорожные знаки).
Дорожных знаков на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Попробуй загадку мою отгадать
Цифру и букву на табло назвать.
Загадки про дорожные знаки.
Описание. Вариант 1. Ведущий загадывает загадку, участники, находят правильный ответ на световых коробах, называя букву и цифру соответствующего знака. Дополнительно называют группу знака. Кто первый ответил, получает фишку.
Вариант 2. Ведущий конкретно называет дорожный знак, например «Движение пешеходов запрещено», участник находит ответ, сообщая цифру и букву соответствующего знака и называет его группу. В данном случае А -20. Кто первый ответил, получает фишку.
Ведущий. Дорожные знаки все отыскали, теперь я в круг вас приглашаю и по кругу дружно встали. Вспомним все слова в транспортном мире, которые начинаются на букву «С». Пока вы вспоминаете слова, мы с вами проедем по тёмному лесу на автомобиле.
Физминутка «Ехала машина тёмным лесом»
Описание. Участники двигаются по кругу, имитируя управление транспортом, проговаривают слова: «Ехала машина тёмным лесом, за каким-то интересом, инти – инти – интирес – выходи на букву «С». Все участники останавливаются и по очереди называют слова начинающие на букву «С» в транспортном мире. Каждое слово отмечается фишкой.
Ведущий. Лес проехали с успехом, все слова нашли на букву «С». Уважаемые участники дорожного движения, из транспортных средств все выходите, в парах к объектам под своим номером проходите. На каждом объекте вас ждет задание. Для его выполнения даётся 2 минуты. Удачи!
Звучит музыка «Прекрасно и далёко» из кинофильма «Гостья из будущего. Игроки в соответствии со своим номером расходятся к объектам, где предварительно написано задание, прочитав его, они выполняют задание и по истечение 2 минут в порядке очередности объясняют его выполнение. За правильное решение поставленной задачи – зелёный жетон.
Задание для группы № 1 на световых коробах. Цель: на схеме перекрёстка разрешить сложившуюся ситуацию. Ситуация: на равнозначном нерегулируемом перекрёстке встретились 4 транспортных средства: пожарная машина, скорая помощь, экскурсионный автобус, грузовой автомобиль с поддоном кирпичей для стройки дома. На помощь подошёл регулировщик, кого пропусти первым и прочему?
Задание для группы № 2 на настольном макете «Пригород». Цель: найти нарушителей дорожного движения, обозначить красными фишками, объяснить почему.
Задание для группы № 3 на мольберте «Расставь дорожные знаки». Цель: соотнести дорожный знак в соответствии с объектом.
Задание для группы № 4 математический тест. Цель: найти правильный ответ, расставив соответствующие математические знаки.
Задание для группы № 5 моделирование «Светофор». Цель: развитие конструктивных способностей, используя определённое количество цветных модулей.
Примечание. Каждая пара участников отмечается фишкой за верные ответы и решения, и конструктивные способности.
Ведущий. Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать…
Так говорят дети, которые умеют читать, а вот умеют ли читать наши папы, мы сейчас посмотрим. Для этого нужно родителям встать в шеренгу по одному, а педагоги встают сзади в соответствии с номером напарника.
«Прочти слово». Описание. Ведущий, не показывая родителям, каждому педагогу даёт одну карточку с определённым словом из 6 или 7 букв: дорога, сигнал, сирена, автобус, пешеход. Родитель должен угадать слово, которое будет писаться педагог пальцем руки (или палочкой) на спине печатными буквами. Если слово прочитано верно, открывается карточка, а пара участников получает фишку.
Ведущий. Вот так играя с детьми, мы формируем у них начальные основы правил безопасного поведения в транспортном мире. А вы взрослые – родители должны им помочь преодолевать трудности встречающиеся на дороге. А можете ли вы справиться с трудностями? Внимание: разделитесь на три команды и возьмите любой конверт с подноса, ознакомьтесь с информацией и решите, как можно оказать психологическую помощь в кризисных ситуациях. Время на выполнение задания – 3 минуты
Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Участники, ознакомившись с ситуациями, должны дописать определения психологической помощи в разных кризисных ситуациях. По истечении времени, команды зачитывают свои ситуации и какую помощь они оказывают.
Ступор. Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, ДТП, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.
Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.
Основными признаками ступора являются:
- Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
- Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
- «Застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;
- Возможно напряжение отдельных групп мышц.
Участники решают, что в данной ситуации нужно сделать:
1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.
3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.
Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.
Основные признаки данного состояния:
- Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;
- Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
- Реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);
- Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
Участники решают, что в данной ситуации нужно сделать:
- Нужно усилить дрожь.
- Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.
- Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
- После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
Что нельзя делать:
- Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
- Укрывать пострадавшего чем-то теплым;
- Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.
Основные признаки:
- Сохраняется сознание;
- Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
- Речь эмоционально насыщенная, быстрая;
- Крики, рыдания.
Участники решают, что в данной ситуации нужно сделать:
- Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
- Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
- Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
- После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
- Не потакайте желаниям пострадавшего.
Ведущий. Спасибо за участие, я думаю, что вы не растеряетесь в кризисных ситуациях и сможете оказать психологическую помощь.
Пусть ваша дорога будет безопасной, я надеюсь наш пробег был познавательным и полезным как для педагогов так и для родителей. Я прошу вас посчитать ваши зелёные фишки, чтобы узнать самого активного, умного и внимательного участника дорожного движения (участники считают фишки). Я очень рада, что не у одного участника не оказалось желтой фишки.
Примечание. А если у кого-то появились желтые фишки, я думаю, что в реальной жизни их не будет совсем.
Ведущий отмечает памятными подарками и предлагает сделать фото на память.