Аристова Людмила Юрьевна
учитель-дефектолог
ГБОУ «Казанская школа №142»
г. Казань, Республика Татарстан
«Я тысячу раз убеждён, что трудовое
воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто»
В.А. Сухомлинский
Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка. В современном мире ребёнок с нарушением интеллекта должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитете школьника в классе.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
На уроках для успешного усвоения программного материала и выработке умений и навыков, необходимых учащимся в жизни, применяются различные педагогические методы и приемы:
– словесные методы;
– практические методы;
– игровые методы и приёмы позволяют осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. В начальных классах весь учебный материал максимально наглядный.
Особое внимание формированию социально-трудовой компетенции уделяется на уроках труда. Ручной труд имеет важное коррекционно-развивающее значение. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.
При планировании уроков, учитывается значимость формируемых компетенций, стремление к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, учащиеся испытывают чувство удовлетворения, («и это умею, и это могу»).
По мере формирования трудовых навыков и умений в ходе работы переходим от показа к подробным словесным объяснениям, что способствует закреплению алгоритма работы, навыков, выработке автоматизма движений. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваем ее результаты, исправляем ошибки. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуются: слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность.
Для этого необходимо:
– успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
– использование заданий различного уровня сложности;
– создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;
– использование элементов проблемного обучения;
– использование приёмов поощрения и похвалы.
Именно на уроке организовать познавательную деятельность обучающихся, формируя и развивая предметные и ключевые компетенции, применяя современные образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задавать себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.
В начальной школе мы выделяем компетенции:
Учебно-познавательные – ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях.
Ценностно-смысловые компетенции – связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
Коммуникативные компетенции – навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, заполнить анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Информационные компетенции – известная истина, выраженная словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок.
Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
-источник информации;
-повышают степень наглядности;
– организуют и направляют восприятие;
– наиболее полно отвечают интересам и запросам обучающихся;
– создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации,
положительную мотивацию;
– это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Здоровьесберегающие компетенции – знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Социально-трудовые компетенции – за период обучения с 1-4 класс обучающиеся приобретают начально-технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания. И для этого использую не только уроки ручного труда.
Таким образом, начальный период обучения должен создать благоприятные условия для развития новых трудовых навыков, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.