Черкасова Екатерина Викторовна
Хакова Лилия Минехатовна
Ильина Ирина Анатольевна
учителя-дефектологи
ГБОУ “Лениногорская школа №14 для детей с ОВЗ”, г. Лениногорск
Пояснительная записка.
В новых социально-экономических условиях нынешнего общества остро и актуально стоит вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), их развития и социализации, а также сопровождения семьи ребенка. Данная категория детей очень сложная, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Главная проблема ребенка с ОВЗ и ТМНР, обучающегося на дому по состоянию здоровья, заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Социализация детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Освоение детьми с ОВЗ и ТМНР социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества и образовательного учреждения определенных дополнительных мер, средств.
Исходя из вышесказанного, обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, абилитации, социализации и интеграции в общество обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ОВЗ и ТМНР.
Согласно статистике Министерства образования и науки Республики Татарстан численность обучающихся с ОВЗ увеличивается.
В настоящее время в республике насчитывается 29 818 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 8 117 детей-инвалидов.
Общеобразовательные организации для детей с ОВЗ |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Количество коррекционных школ |
53 |
53 |
53 |
Количество детей, обучающихся в корр. школах |
7 665 |
7 692 |
7 755 |
По данным публичного отчета ГБОУ «Лениногорская школа №14 для детей с ОВЗ» количество обучающихся на дому за последние годы возрастает:
2020-2021 учебный год |
2021-2022 учебный год |
2022-2023 учебный год |
2023-2024 учебный год |
45 человек |
55 человек |
59 человек |
начало учебного года – 64 человека, в настоящее время – 67 человек |
Из общего количества детей с ОВЗ 17 362 ребёнка дошкольного возраста (потенциальные ученики общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ), 7 775– школьного возраста, обучающиеся исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП)
В настоящее время из общего числа детей с ОВЗ школьного возраста: ребёнка обучаются в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность (53 коррекционные школы);
Исходя их этого возникла необходимость в разработке и реализации программы социализации детей с ОВЗ и ТМНР и сопровождения их семей «Синергия счастья».
Актуальность программы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми множественными нарушениями развития к дальнейшей социальной адаптации, интеграции их в общество.
Новизна программы заключается в том, что ее объектом выступают не только обучающиеся с ОВЗ и ТМНР, но и семья ребенка.
Цель программы: организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми множественными нарушениями развития для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и абилитации детей. (Абилита́ция — лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям, направленные на приспосабливание их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться.)
Задачи программы:
- Оказание помощи (социальной, психолого-педагогической) семьям обучающихся с ОВЗ и ТМНР, путем привлечения специалистов разных служб.
- Развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
- Формирование доброжелательных взаимоотношений в сфере семейного общения.
- Организация совместной творческой и досуговой деятельности.
Нормативная база программы:
– Конституция Российской Федерации
– «Конвенция о правах ребенка»
– «Конвенция ООН о правах инвалидов»
– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
– Закон РФ «Об образовании»
– Резолюция 3447 ХХХ Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г
– Декларации прав ребенка
– Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
– Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
– Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
– Программа «Доступная среда для инвалидов»
– Концепция непрерывного образования
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- Принцип гуманизма – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха)
- Принцип доступности – объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.
- Принцип индивидуального личностного подхода к детям, к родителям, где в центре внимания стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий
- Принцип деятельности – психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка
- Принцип научности – раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки.
- Принцип развивающего обучения – создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.
- Принцип воспитывающего обучения – обучение, при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их как нравственной личности.
- Принцип наглядности – создание у учащихся ясных, конкретных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
- Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы Центра, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка
Методы реализации программы:
– теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности;
– методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование);
– практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, тренинг, доверительный диалог, проблемные ситуации, коррекционно-развивающее занятие, культурно-массовые мероприятия;
– методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
– сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
– индивидуальные развивающие занятия логопеда с детьми;
– релаксационные упражнения;
– индивидуальное консультирование специалистов (педагог-психолог, логопед)
Педагогические технологии:
– Технология развивающего обучения;
– Организация и проведение игрового обучения;
– Имитационные технологии и приемы;
– Технология сотрудничества;
– Гуманно-личностная технология;
– Технология «Марии Монтессори»;
– Технология нравственного воспитания;
– Интегрированное обучение;
– Интерактивное обучение;
– Технология сказкотерапии;
– Технология арттерапии и пескотерапии;
Условия реализации программы:
Для успешной реализации эффективного взаимодействия школы и семьи ребенка с ОВЗ и ТМНР педагогическому коллективу образовательного учреждения необходимо проводить работу по следующему алгоритму.
Анализ – изучение семьи учащегося и социально-педагогической ситуации, ее развития и сохранения.
Диагностика – выявление реального уровня развития личности всех членов семьи (уровень развития эмоционально-волевой, духовно-нравственной сферы личности, ценностные ориентации, уровень воспитанности, коммуникативности).
Прогноз – целеполагание, формулирование ожидаемого результата социализации ребенка с ОВЗ и ТМНР и условий его достижения.
Проектирование – разработка плана индивидуального подхода к семьям, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.
Организация – формирование мотивации развития и саморазвития личности, просвещения, организация продуктивной деятельности и позитивного общения семьи учащегося.
Контроль и оценка – выявление и оценка результатов по социализации ребенка с ОВЗ и ТМНР, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения. Рассмотрим далее основные принципы, методы работы и педагогические технологии
Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм работы с как с учащимися, так и с семьей.
Предполагаемые трудности в процессе реализации программы:
– пассивная реакция, связанная с недопониманием существующей проблемы;
– гиперактивность в усиленном лечении детей;
– нежелание самостоятельно повышать культуру своей семьи.
Данная программа требует экспериментальной проверки. Экспериментом считается реализация программы в ГБОУ «Лениногорская школа №14 для детей с ОВЗ».
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на один год и реализуется во взаимодействии с родителями и их детьми.
Ожидаемый результат.
При работе с такими семьями решаются следующие задачи:
– формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
– развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
– развитие доброжелательных детско-родительских отношений;
– совершенствование коммуникативных форм поведения;
– рациональная позиция: последовательное выполнение всех инструкций, советов педагогов, психолога, логопеда;
– формирование навыков адекватного общения с окружающим миром;
– создание и организация работы детско-родительского клуба для семей с детьми надомного обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Форма проведения |
Период проведения |
Ответственный |
1 |
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» |
Семейный игровой праздник |
СЕНТЯБРЬ |
Учитель-дефектолог |
2 |
Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ и ТМНР» |
Консультация-практикум |
Педагог-психолог. |
|
3 |
Обследование. Диагностика. Беседа с родителями. |
Обследование состояния речи и неречевых психических функций. |
Учитель-логопед |
|
4 |
Осенний бал «Осень, Осень в гости просим!!!» |
Коррекционно-развлекательная программа |
ОКТЯБРЬ |
Учитель-дефектолог |
5 |
Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития «Затруднения родителей в воспитании детей с ОВЗ и ТМНР» |
Воркшоп |
Педагог-психолог. |
|
6 |
Развитие слухового и зрительного восприятия посредством дидактических игр «Звуки окружающего мира. Осень» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
7 |
Обучение практическим навыкам взаимодействия «Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
Групповой тренинг |
НОЯБРЬ |
Педагог-психолог. |
8 |
Обогащение словарного запаса «Животные» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
9 |
Программа, посвященная дню матери «Мамин день» |
Конкурсно-игровая программа |
Учитель-дефектолог |
|
10 |
Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, умений взаимодействия и корректировки его поведенческих реакций «Всё преодолеем вместе» |
Практикум-тренинг |
ДЕКАБРЬ |
Педагог-психолог |
11 |
Составление описательных рассказов «Новый год» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
12 |
«Новогодняя сказка» |
Театральное представление |
Творческая группа школы |
|
13 |
В гостях у сказки «Маша и медведь» |
Кукольный театр |
ЯНВАРЬ |
Учитель-дефектолог |
14 |
Выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития «Мамы особых детей» |
Круглый стол с участием специалистов ГБОУ |
Педагог-психолог |
|
15 |
Дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия «Зима. Зимние забавы» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
16 |
Повышение роли и ответственности отцов в деле воспитания детей с ОВЗ и ТМНР «Роль отца в воспитании детей» |
Лекторий |
ФЕВРАЛЬ |
Педагог -психолог |
17 |
Праздник-игра, посвященный Дню защитников Отечества «Вместе с папой!» |
Спортивная игра |
Учитель-дефектолог |
|
18 |
Интерактивная игра «Город. Транспорт» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
19 |
Тематическая программа, посвященная Международному женскому дню «Вот она какая мама!» |
Литературно-музыкальная композиция |
МАРТ |
Учитель-дефектолог |
20 |
Повышение общепедагогической компетенции родителей и законных представителей, формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов «Формирование учебной мотивации у детей школьного возраста» |
Практическое занятие |
Педагог-психолог |
|
21 |
Развитие ритма и темпа голоса «Весна» |
Логопедическое занятие |
Логопед |
|
22 |
Предупреждение агрессии и жестокости в отношении обучающихся в семье, создание атмосферы дружелюбия и доверия между родителями и детьми «Радость в общении: уверенное поведение и кризисные ситуации. Профилактика детских неврозов» |
Консультация – практикум |
АПРЕЛЬ |
Педагог-психолог |
23 |
Мини –инсценировки «Птицы» |
Логопедическое занятие |
Учитель-логопед |
|
24 |
«Давайте жить дружно!» |
Праздничная программа. Подведение итогов работы клуба. Награждение. |
Администрация, учитель-дефектолог |
|
25 |
Формирование доверительных отношений «родитель – ребенок», оказание эмоциональной поддержки родителям «Мой ребенок» |
Родительское собрание |
МАЙ
|
Педагог-психолог |
26 |
«День защиты детей» |
Конкурсно-развлекательная программа |
Учитель-дефектолог |
|
27 |
Закрепление представлений о звуковой системе речи «Лето» |
Логопедический утренник |
Учитель-логопед |
Заключение.
Разработанная педагогическим коллективом образовательного учреждения программа должна способствовать эффективности сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и ТМНР, и созданию на постоянной основе детско-родительского клуба.
Работа детско-родительского клуба предполагает:
– наличие достаточного спектра технологий работы, разнообразных форм сопровождения детей.
– наличие необходимого для работы материально-технического оснащения реализуемых технологий.
– расширение сферы сотрудничества по вопросам социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ и ТМНР, сохранения и укрепления их здоровья.
– динамика индивидуальных достижений детей с ОВЗ.
– увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, обладающих необходимой квалификацией, привлеченных к организации работы с детьми с ОВЗ и ТМНР.
Список используемой литературы.
-
- Автономова О.В. Программа психологической помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг вместе», 2011. – 301с.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
- Бокова С.Е. Обучающая книга Нейрогимнастика. Буква-ленд, 2023. – 48 с.
- Виневская Анна Развитие ребенка с аутизмом: Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней. Методическое пособие для работы с детьми, имеющими аутизм. – : Издательские решения, 2016. — 278 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111. Просвещение, 1985.—191 с., ил.
- Елена Хилтунен: Уроки на корточках: Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори: Издательство: Генезис, 2006 г., – 232 с.
- Ковалец И.В.: Азбука эмоций: Практич. пособ. для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2003 г. – 136 с.
- Крупенчук О.И.. В Помощь Логопеду. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательство Литера, 2022. – 64 с.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие Москва : Просвещение, 2008. – 239 с.
- Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М.: Гуманитарный изд. центр В Л АД ОС, 2011. – 1 7 с.
- Татаркина Л.А. Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. – Издательство: Феникс. 2021 – 70 с.
- Сайт МААМ.RU https://www.maam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-zanyatiya
- Сайт Логопедический портал https://logoportal.ru/
- Сайт Мультиурок https://multiurok.ru/