Никифоренко Оксана Владимировна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан г. Бугульма
СОДЕРЖАНИЕ
I. |
Целевой раздел |
|
1.1 |
Пояснительная записка |
|
1.1 |
Цель и задачи образовательной программы |
|
1.2 |
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы |
|
1.3 |
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации образовательной программы |
|
1.4 |
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы |
|
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1 |
Описание образовательной деятельности по реализации образовательной программы; Вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы |
|
2.2 |
Механизм реализации программы |
|
2.3 |
Взаимодействие с педагогами |
|
2.4 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
|
III. |
Организационный раздел |
|
3.1 |
Описание условий реализации парциальных образовательных программ |
|
3.2 |
Обеспеченность методическими материалами |
|
3.3 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
|
IV. |
Приложения |
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Хорошие манеры созданы опытом множества
поколений и знаменуют многовековое стремление
людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
Д.С. Лихачёв.
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Поэтому формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками воспитанники учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Возраст 5-6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности -в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил. Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле. Данная дополнительная программа представляет собой последовательную систему по ознакомлению дошкольников с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, этикетом, формами принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
По виду программа парциальная;
направленность программы – социально-личностное развитие;
язык образования – русский.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности дошкольников, их подготовленность, существующие навыки и умения, индивидуальные особенности каждого ребенка. Занятия ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи с детскими песнями, сказками. Актуальность программы по этикету – в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению. Новизна программы заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя и окружающих, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания.
Цель программы:
– познакомить с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
– закреплять знания воспитанников о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
– развивать психические процессы, волевые качества личности, такие как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.;
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношение к чувствам других людей;
– дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
– способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
– формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);
– научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
– расширять знания о сервировке стола и столовых приборов, формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол;
– продолжать учить правильно сочетать цвета, гармонично подбирать предметы гардероба, видеть и передавать рукотворно красоту в жизнь.
1.2. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
антропологический (ребенок как личность),
аксиологический (приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям), гуманитарный (попытка увидеть мир с точки зрения ребенка), социализирующий (приобщение к социуму).
1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации образовательной программы
Изменения в сознании детей 5-6 лет характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст 5-6 лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными потребностями. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Дети 5-6 лет:
• умеют общаться со сверстниками и взрослыми;
• знают основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
При организации деятельности воспитанники:
• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
• способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; • способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
В ходе реализации программы предполагается достичь следующих результатов:
– применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в детском саду, на улице, дома, с незнакомцами;
– как помочь другу, близким и как принять эту помощь;
– понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, грубость, подлость, обман, черствость души, щедрость души;
– применять «золотое правило нравственности» в повседневной жизни при общении с людьми;
– овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
– согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
– овладевать культурой поведения в детском саду, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
– овладевать культурой разговора, искусством спора;
– использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов;
– сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
– беречь чужие и личные вещи, приводить их в порядок;
– соблюдать правила дорожного движения;
– знать некоторые репродукции картин и художников;
– различать несколько композиций классической музыки;
– достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке.
II Содержательный раздел
2.1. Формы, методы и приемы реализации Программы
Организация образовательного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе. Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. При проведении образовательной деятельности используются словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, ассоциативно сравнительные методы. Выбор методов зависит от цели занятия, условий, контингента обучающихся. На занятиях используются различные технологии, методы, приемы и средства обучения и воспитания:
информационные, электронные, дистанционные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративные;
словесные, наглядные, практические, поисковые;
эвристические;
метод «лови ошибку»;
метод проблемного изложения;
ИКТ-технологии;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, игра, тренинг, упражнение, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность и др.);
методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование).
Приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:
Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)
Формы организации деятельности с детьми: подгрупповая занимательная игровая деятельность (занятие-игра).
Формы организации работы:
1. Организационная форма. а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми. а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность. а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Комплекс приемов:
– приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.);
– приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование и т.д.);
– приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники, экскурсии и т.д.);
– приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.);
– приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения и т.д.).
2.2. Механизм реализации программы
Как известно, основная форма игровой деятельности с старшими дошкольниками – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Научить правилам этикета можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная цель – не воспитывать будущих « аристократов», а научить правильно вести себя в той или иной ситуации, уметь строить свои отношения с окружающими. Занимательная игровая деятельность проходит в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине – физминутка по изучаемой теме. К новому материалу переходить только после того, как ребенок будет уверенно знать пройденный (анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи). Данная Программа по обучению этикету максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых и проблемных ситуаций. Ребята с удовольствием инсценируют жизненные ситуации, обыгрывают их, анализируют. Изучая правила этикета, ребенок живет в мире сказок и превращений: на ООД приходят сказочные персонажи и предлагают детям выполнить то или иное задание. Главный секрет: дошкольник не должен замечать, что его обучают. Возникает интерес и дети с удовольствием вовлекаются в обучающую игровую ситуацию. Используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки и песни об этикете и правилах поведения, видео презентации, миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за проблемной ситуацией, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности. Главным содержанием образовательной деятельности являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе игровой деятельности, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, образовательная деятельность проводится с небольшой группой. Для активизации деятельности детей можно используются положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Активно вводится детское творчество, используются рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, «неумехи» научились что-то делать, Незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности игровой деятельности используются литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия следует подводить итог. Дети сами делают необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Педагог еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия. Для закрепления правил использовались простейшие задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки. Игра – средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало. В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Педагог похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за ведущим каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению. Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда педагог обращает внимание на дружеские отношения между ребятами. В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи ее содержания, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования. Творческий подход к делу и фантазия педагога помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль взрослого в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Педагог и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
2.3. Взаимодействие с педагогами
Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Так наряду с познавательной деятельностью, важна деятельность педагогов группы, музыкального руководителя. С целью повышения качества организации деятельности по реализации Программы используются следующие формы работы с педагогами:
Показ открытых мероприятий «Путешествие по стране Этикет», презентация данной программы; практикум «Играем вместе», мастер-класс «Играем с детьми в правила поведения», совместная подготовка и проведение развлечений и праздников, выставка творческих работ и оформление фото отчетов и др.
В процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения. Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности; в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким, любимым людям, следуя их урокам жизненной философии, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Для реализации данной Программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в образовательной деятельности, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают педагогу, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети. Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и не навязчиво.
Цель педагога – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого;
добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета.
Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать «Школу молодой семьи» или «Школу этикета», занятия которой будут посещать желающие родители. По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание «Самый культурный родитель» и т.д. На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе. Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако, обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Взрослый, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать педагога и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.
III. Организационный раздел
3.1 Описание условий реализации парциальной образовательной программы
В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01.09.2013 г. дошкольное образование выделено как отдельный уровень образования. Очень важно, что вопросы дошкольного образования стали считать приоритетными, необходимыми в нашем государстве. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
помощь детям, в самостоятельных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Данная программа направлена на социально-коммуникативное развитие т.е.:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3.2 Обеспеченность методическими материалами
А.В .Аджи . Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель», 2010-333с.
Н.В. Алёшина. Патриотическое воспитание дошкольников .М.: ЦГЛ. 2005-256с.
Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2005-160с.
Е.А. Алябьева, Воспитание культурного поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие .М.: ТЦ Сфера, 2009-128с.
Е.А. Алябьева. Дни этики в д/с. ТЦ Сфера,2013-160с
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Е.В. Баринова. Знакомство с вежливыми словами. Ростов н/Д: Феникс, 2012-93с.
Е.В. Баринова Уроки вежливости и добра. 2-е изд. Ростов н/Д 2013-253с.
Методика обучения дошкольников правилам современного этикета, 74с.
Беседы о поведении ребёнка за столом. М.:ТЦ Сфера, 2012-64с.
Буре Р.С. Социально –нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.М.:Мозаика-Синтез.2012-80с.
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Воспитание детей в игре. М.: Просвещение ,1979-175с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспит. дет.сада.- М.: Просвещение,1989-96с.
Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Дорохов .А.А. Как себя вести. Издательство «Педагогика» 1970-110с
Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей.
Д.Н. Демидова. Будьте вежливы всегда! -Воронеж, 2009-112с.
Зеленова . Мы живем в России. Гражданское- патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.
С.А. Козлова. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. М.: Школьная Пресса, 2004-25с.
Махнёва М.Д, Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников. Метод пособие. М.: ТЦ Сфера,2010-96с.
И.Ф. Мулько. Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2011-95с.
Т.И, Петрова . Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва, 2004-128с.
Шорыгина Т.А. Наша родина Россия.
Л.Ф. Фесюкова. Комплексное занятие по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. ТЦ Сфера, 2010-192с.
Т.А. Шоригина. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. ТЦ Сфера, 2014-96с.
С чего начинается Родина? М.:ТЦ Сфера,2003-192с.
Я и мир. Конспект занятий. – Спб – Детсво-Пресс2009-80с.
Николаев .С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками .Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитст, издательский центр Владос,2004-80с.
3.5 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Материально-техническое обеспечение программы:
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
IV. Приложения
Учебно-тематический план
Планируется проводить один раз в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность одного занятия для детей 5 лет – 30 минут
№ занятия |
Сроки |
Тема |
Программное содержание |
1 |
сентябрь |
«Понятие об этикете. Этикет и речь». |
Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний. Значение ритуала приветствия. Неречевые формы приветствия. Речевые формы приветствия. Прощание. |
2 |
«Ритуал представления при знакомстве». |
Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Правила обращения. Правила представления. Ритуал представления. Неречевые формы общения. |
|
3 |
«Значение речевого этикета в общении». |
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Комплимент. Просьба. Благодарность. Отказ. Требование. Запрет. Замечание. Совет. Приглашение. Поздравление. Пожелание. |
|
4 |
«Общение – игра по правилам». |
Научить представлять всевозможные последствия своих неосторожных действий для других. Научить в конфликтах сдерживаться, уступать. Создать эмоциональное настроение. Значение улыбки и мимики в отношениях с людьми. О доброжелательности и такте. Способы достижения взаимопонимания. Основные методы общения с людьми. |
|
5 |
октябрь |
«Мобильный этикет». |
Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Речевой этикет при телефонном разговоре. |
6 |
«Улицы города» |
Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. Правила поведения в общественном транспорте, такси, личном автомобиле. Правила поведения при посещении магазина. |
|
7 |
«Театр, кинотеатр, выставка, музей, вернисаж. |
Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. |
|
8 |
«Кафе» |
Обучить детей правилам поведения в кафе, ресторане и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. Правила поведения в кафе, в кафе-самообслуживания. Правила общения с обслуживающим персоналом. Поведение за столом. Что и как едят. |
|
9-10 |
ноябрь |
«Что такое эстетика». |
Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика. |
11-12 |
«Гости» |
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и принимать гостей. Правила приглашения гостей. Правила для гостей. Правила для хозяев. Ритуалы приветствия и представления. Неожиданные визиты. Посещение больного. О визите молодого человека в дом девушки (и наоборот). |
|
13-14 |
декабрь |
«Поведение за столом». |
Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. Пользование столовыми приборами. Правила сервировки. Правила приглашения к столу и рассаживания за столом. Застольная беседа. |
15-16 |
«Различные блюда и продукты» |
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом. Показать как правильно кушать хлеб, масло, первые блюда, горячее блюдо из мяса, холодные закуски, блюда из птицы, рыба, колбасные изделия, блюда из яиц, макаронные изделия, фрукты, ягоды, десерт, холодные напитки. |
|
17 |
январь |
День рождения. Правила выбора подарка. |
Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. О цветах. Правила приглашения на день рождения. Обязанности хозяев и гостей. Что и как едят. |
18 |
«Банкет- чай». Обязанности хозяйки. |
Учить правилам приглашения. Время визита. Сервировка кофейного и чайного стола. Правила поведения за столом |
|
19-20 |
февраль |
Правила приглашения на танец. Правила поведения во время танца. |
Дать представление о танцах, о некоторых правилах, ритуалах. Ритуал знакомства на танцевальном вечере. |
21-22 |
«Ритмика и танцы». |
Учить слушать музыку, двигаться по нее, создавать красивые танцы. |
|
23-24-25 |
март |
Мода и красота. Цвет в моде. Элегантность. Одежда для работы, учебы. Одежда для дома. Осанка. Походка. Аксессуары. Прическа. |
Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам |
26 |
Правила общения с соседями. Родители и дети. Поведение в конфликтных ситуациях. Речевое поведение в повседневном общении. |
Формировать представление о семье, о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
|
27 |
апрель |
«Секрет волшебных слов» |
Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. |
28 |
«Мальчики и девочки» |
Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Понимание различий полов, правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. |
|
29 |
«Что такое хорошо, что такое плохо» |
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки |
|
30 |
“Какие бывают привычки?” |
Учить детей отличать вредные и полезные привычки. |
|
31 |
май |
«Классическая музыка» |
Учить слышать и понимать известную классическую музыку. Знать композиторов и названия. |
32 |
«Картинная галерея» |
Учить рассматривать репродукции, рассказывать о них, знать художников. |
|
33 |
«Язык веера» |
Дать представление о аксессуаре веер, научить им пользоваться. |
|
34 |
Развлечение «Бал» |
Показать итоги усвоения Программы воспитанниками. |
Список художественной литературы для чтения в рамках реализуемой Программы.
сказка «Вредная ворона»
сказка «Невежливый бобрёнок»
сказка «Как попугай Таню вежливости учил»
стихотворение В. Благининой «Посидим в тишине»
В. Сухомлинского «Крылья матери»
Е.Чикаловой «Бабушкино угощение»
А.Милн «Винни – Пух и все – все – все»
сказка А. Несловой «Тысячецвет»
Е.Бехлеровой «Капустный лист»
рассказ З. Ёжиковой «Крот и его друзья»
рассказ С. Баруздина «За обедом»
С.Михалковой «А что у вас?»
В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
«Телефон» Н. Носов.
стихотворение А. Кушнир «Кто разбил большую вазу».
А. Бабоджан «Муравьишки – торопыжки»
стихотворение А.Шибаева «Добрые слова»
Л. Николаенко «Всё сделалось грустным»
В. Сутеева «Яблоко»
басня С.Михалкова «Зеркало»
В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»
Л.Воронковой «Маша – растеряша»
Е. Пермяка «Как Маша стала большой?»
Список художественной мультфильмов для просмотра в рамках реализуемой Программы.
«Крокодил Гена и его друзья»
«Умка ищет друга»
«Грибок»
«Ёжик в тумане»
«Мешочек яблок»
«Смешарики» 9 серия «Азбука дружелюбия»
«Золотой ключик, или приключения Буратино»
«Остров ошибок»
«Фунтик»
«Кот Леопольд».
«Лунтик и его друзья». 42 серия
«Винни -Пух» серия «День рождения Тигра»