Мифтахова Фания Фаритовна
Юзикеева Нурзиля Шавкатовна
воспитатели
МАДОУ “Детский сад комбинированного вида№42”, г. Казань
Конспект по развитию речи посредством развития межполушарного взаимодействия «Веселое путешествие» (для детей разновозрастной группы)
Цель: Развитие речи детей посредством развития межполушарного взаимодействия.
Задачи: Обучающие:
– Учить симметричному рисованию на листе бумаги.
Развивающие:
– Развивать мелкую моторику, кoординации рук и синхронность выполнения движений;
– Развивать ритм речи;
– Развивать навык визуального и кинестетического восприятия.
Воспитывающие:
– Способствовать снижению уровня утомляемости и повышению уровня внимания с помощью кинезиологических упражнений.
– Воспитывать культуру речевого развития
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: посох, фонограмма (музыка со звуками лета), центр песка (на каждого ребенка), рисунки (с изображением бабочек, лягушек, дождя и т.д.), листы бумаги (с нарисованными ладошками рук), цветные карандаши.
Методы и приемы: сюрпризный момент, наглядность, беседа, игра.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети заходят вместе с воспитателем в группу.
Воспитатель: – Ребята , давайте поприветствуем друг друга…
Дети приветствуют друг друга (рукопожатие).
– Как ты тут? (похлопывание по плечу)
– Где ты был? (теребят друг друга за мочку уха)
– Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
– Ты пришел! (разводят руки в стороны)
– Хорошо! (обнимают друг друга)
Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие, но перед этим хочу спросить вас любите ли вы путешествовать? (Да)
Воспитатель: А на чем вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться?
Ответы детей (на поезде, самолете, машине и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а какое время года за окном зима? (Зима)
Воспитатель: Правильно и на улице очень холодно. Я вам предлагаю на время вернуться в наши теплые деньки, где светит солнышко, зеленая травка, бабочки летают. Хотите? А поможет нам в этом вот этот посох. Он волшебный и с его помощью можно творить чудеса и даже путешествовать во времени. Ну что, вы готовы отправиться туда, где тепло?
Звучит музыка (фонограмма на которой записаны звуки лета). Воспитатель проводит магические действия под волшебную музыку. Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ну вот мы с вами переместились и наше небольшое путешествие началoсь. Посмотрите, мы с вами оказались на полянке. Нам нужно поздороваться друг с другом.
Упражнение «Колечко» (дети выполняют пальчиковые упражнения). Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.
Воспитатель: Ой, а вокруг нас столько бабочек! Какие они красивые! Мы с вами тоже можем полетать как бабочки.
Упражнение «Бабочка» (дети выполняют упражнение ладонями). Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Воспитатель: Пока мы летали как бабочки, к нам внезапно налетел целый рой мух и нам нужно от них отмахиваться. (Выполняют упражнения дотрагиваясь в нос и ухо)
Воспитатель: А на берегу квакают лягушки.
Упражнение «Лягушки».
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на коленях (правая вниз ладонью, левая сжата в кулак). При каждой смене положения рук язык движется вправо-влево.
Воспитатель: Пока мы смотрели на лягушку, прилетели наши знакомые бабочки и полетели в лес, а мы поедем за ними на велосипеде.
Упражнение «Велосипед».
Упражнение выполняется стоя в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.
Воспитатель: Полюбуйтесь, какая в лесу красота, давайте его рассмотрим.
Упражнение для глаз
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет – старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки – подружки. (смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево – вправо, вверх – вниз).
Воспитатель: Ой, кажется дождь начинается.
Упражнение «Австралийский дождь».
Дети встают круг.
Поднялся ветер (трем ладони).
Начинает капать дождь (клацаем пальцами обеих рук).
Дождь усиливается (хлопаем в ладоши).
Еще сильнее (хлопаем по бедрам).
Гром (топот ногами).
Буря стихает (хлопаем по бедрам).
Дождь стихает (хлопаем с паузами в ладоши).
Редкие капли падают на землю (клацаем пальцами).
Тихий шелест ветра (трем ладони).
Солнце! (руки вверх, пошевелили пальчиками рук).
Воспитатель:Ну, вот дождь закончился. Посмотрите, какой песочек я нашла. Предлагаю вам порисовать на песочке. Но рисовать мы будем одновременно обеими руками. Вот, например волны, зиг-заги, круги и т.д. Дети рисуют каждый на своем центре песка. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Воспитатель:какие мы молодцы! А у меня есть еще одна интересная игра и я предлагаю вам в нее сыграть. Но есть одно условие. Эту игру сначала нужно сделать. Каждый из вас сделает ее для себя самостоятельно. Хотите? Давайте попробуем. Я вам сделала заготовки в виде ладошек ваших рук. Вам нужно будет нарисовать под моим руководством кружочки над каждым пальцем и разукрасить их разными цветами. Чтобы игра получилась нужно внимательно слушать и выполнять. Начинаем……
Практическая деятельность детей.
По инструкции воспитателя дети делают игру.
Воспитатель:ну вот мы с вами справились, сделали игру, а теперь можно в нее поиграть. Поиграем?
Игра «Гимнастика для пальчиков».
Воспитатель: Положите основу для ладошек и попросите положить на нее руки. Нужно поднять вверх пальчики, которые лежат на кружочках тех же цветов. Если на карточке 1 кружочек, нужно поднять один пальчик, а если 2 – то 2. Играют под руководством воспитателя.
Воспитатель: Какая интересная игра у нас получилась, и сделали вы ее самостоятельно. Вы можете взять ее с собой, и поиграете дома со своими родителями или братьями и сёстрами. Ну а нам пора возвращаться домой. Возьмем наш волшебный посох, закроем глаза и представим, как мы возвращаемся в наши дни, где на улице зима.
Звучит музыка. Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Открываем глазки. Вы с вами опять находимся в своей группе.
Анализ детской работы.
Воспитатель:Ребята понравилось ли вам наше путешествие?
А что понравилось больше всего?
А наши упражнения понравились?
Мы с вами сегодня делали упражнения бабочек, лягушек, покатались на велосипеде. Надеюсь, вы и в дальнейшем дома будете использовать эти упражнения. А теперь, давайте в станем в круг и попрощаемся.
-Вокруг себя я покружусь (дети кружатся вокруг)
-Остановлюсь, (хлопнуть в ладоши)
-И другу на прощанье (дети ставят свои кулачки друг на друга,
образуя пирамидку)
-Скажу я «До свиданья!»