Мисбахова Алсу Фаритовна
учитель начальных классов
МБОУ “Верхнекаменская ООШ” Черемшанского муниципального района РТ, село Верхняя Каменка
Математика 1 класс
Сложение и вычитание вида □+1, □-1
Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида □+ 1,□— 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
Ученики на карточках сравнивают числа.
2□5 2□8 7□5 5□6
6□9 9□10 8□1
Игра «Кто быстрее»
- На партах два перемешанных набора чисел от 1 до 10. Ученики по команде учителя расставляют числа сначала в порядке убывания, затем в порядке возрастания.)
- На доске лента цифр с пропущенными числами.
-Скажите, какие числа пропущены?
- Покажите с помощью веера с цифрами:
- число, следующее за числом 4, 7;
- число, стоящее перед числом 3, 1;
- соседей чисел 4, 10;
- предыдущее число для чисел 5, 8.
III. Самоопределение к деятельности
Работа геометрическими фигурами. На партах 3 квадрата.
. Сколько здесь квадртов? (3)
-Положим еще 1 квадрат. Сколько стало? (4) Что мы сделали?
-К 3 прибавили 1 и получили 4. Как это записать? А если к 4 прибавим 1, сколько будет квадратов? (5.) (По аналогии рассматриваются случаи 5+1,6+1.)
-Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)
( Учащиеся делают вывод.)
-Сколько было квадратов? (7)
-Сколько будет, если убрать 1? (6.)
-Как это записать? (7 — 1 = 6.)
(Аналогично рассматриваются случаи 6 — 1,5 — 1,4 — 1ит. д.)
Какой вывод мы сделаем? (Если вычитаем из числа 1, получаем предыдущее число)
-Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)
Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.
IV. Работа по теме урока
Работа по электронному учебнику
-Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
-Сколько всего лягушат? (10.)
-Сколько лягушат уже в воде? (1.)
В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2)
Как это записать? (1 + 1= 2.)
-Запишите ответ в таблицу. (Записывают в карточках)
(Далее учащиеся объясняют, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу.)
-Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)
-Сколько лягушат прыгнуло?(1.)
-Сколько осталось? (9.)
-Как это записать? (10—1=9.)
(Далее учащиеся объясняют, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу.)
-Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику «Математика»
Тема «Числа от 1 до 10». Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 1.
2)Работа по электронному учебнику
№ 1 (с. 80).
-Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.
-Какое действие выполняет заяц? (Прибавляет число 1.)
-В какую сторону он идет и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше.)
-Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1.)
-В какую сторону идет белочка и почему? (Влево. Когда вычитаем, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше.)
-Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе с зайчиком решим пример 1 + 1 = 2.
-С какого деления заяц начал движение? (С числа 1.)
-В какую сторону идет заяц? Как узнали? (Вправо, у него на табличке знак +.)
-Сколько шагов вправо сделает заяц? (1.)
-На каком делении остановился заяц? (На числе 2.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)
-Решим вместе с белочкой пример 9-1 = 8.
-С какого деления белочка начала движение? (С числа 9.)
-В какую сторону идет белочка? Как узнали? (Влево, у нее на табличке знак —)
-Сколько шагов влево делает белочка? (1.)
-На каком делении остановилась белочка? (На числе 8.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)
3)Практическая работа с числовым рядом.
Проводится работа с учащимися, которые недостаточно хорошо научились решать примеры при помощи числового ряда. Учитель называет пример на сложение и вычитание с числом 1 и задает вопросы: с какого деления начнешь движение? В каком направлении пойдешь? Сколько шагов сделаешь? Возле какого числа ты остановился? Какой ответ в примере?
4)Работа в тетради с печатной основой
Откройте тетрадь на с. 29.
-Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)
-Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)
-Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
(Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.)
-Прочитайте следующее задание. Вычислите.
-Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)
-Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)
Чем интересен третий столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)
VII.Рефлексия
(«Проверь себя» ) Работа с карточками
VIII.Подведение итогов урока
Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.) Какое у вас настроение?
Раздаточный материал для распечатки
2□5 2□8
6□9 9□10